За последний год Китай выдал целый ряд новых законов и регуляций, направленных против интернет-гигантов.
► Подписывайтесь на телеграм-канал «Минфина»: главные финансовые новости
Поводы для них разнятся — от монополистических практик до безопасности данных. Наказания также не заставили себя ждать. Рекордное IPO Ant Group было отменено регуляторами в ноябре прошлого года. Онлайн-магазин Alibaba получил штраф в $ 2.8 млрд, а такси-сервис DiDi был вынужден убрать свои приложения из магазинов .
Теперь, когда регуляторы дышат им в спину, компании пытаются задобрить власть.
Tencent и игровая зависимость
Китай пристально следит за индустрией компьютерных игр. Кроме изображения насилия и роста близорукости, власть беспокоит компьютерная зависимость.
Согласно китайскому законодательству, несовершеннолетним запрещено играть в компьютер с десяти вечера до восьми утра. Tencent, одна из крупнейших игровых компаний в мире, заявила, что некоторые дети используют аккаунты взрослых чтобы обойти этот запрет.
Чтобы упредить это, компания потребует от игроков выполнить распознавание лица через смартфон, чтобы подтвердить, что они действительно взрослые.
Читайте также: Китай вольет $150 миллиардов в экономику. Акции каких компаний могут подорожать
Антимонопольные меры
В феврале регуляторы выпустили новые антимонопольные правила для интернет платформ. Пекин беспокоит размер и мощность китайских технологических компаний, которые являются одними из крупнейших в мире, но не обременены регулированием.
Причиной стали монополистические практики Alibaba и Tencent. Они, фактически, обнесли свои продукты стенами. Так, онлайн-магазин Taobao, принадлежащий Alibaba, не принимает оплату через WeChat Pay, который принадлежит Tencent.
Но, похоже, компании пытаются исправить ситуацию до того, как за это возьмется государство. 14 июля Wall Street Journal написала, что Alibaba и Tencent сделают продукты конкурента доступными на своих платформах.
«Такие меры позволили бы компаниям остаться на шаг впереди регуляторов, что типично для Tencent и нетипично для Alibaba», — прокомментировал Нил Кемплинг, главный исследователь технологий, медиа и телеком Mirabaud Securities Limited.
Работа 9−9−6
Культура 9−9−6, которую основатель Alibaba Джек Ма назвал «огромным благословением», это — практика изнурительного рабочего времени: «труд от 9 утра до 9 вечера, 6 дней в неделю».
Она была недавно раскритикована китайскими чиновниками, которые назвали ее «не соответствующей рыночной экономике с китайскими характеристиками» и порекомендовали интернет-компаниям «поставить человека в центр».
Заявление имело эффект — ByteDance, компания-владелец TikTok, объявила, что с 1 августа отказывается от практики «длинная неделя — короткая неделя», согласно которой ее сотрудники должны были работать каждую вторую субботу. Приложение для коротких видео Kuaishou отказался от нее еще в прошлом месяце.
Читайте также: Как заработать на войне Китая со своими IT-компаниями