В частности, законопроект содержит нормы, дающие комитету следующие полномочия:
- Проверка помещений физических лиц — сотрудников предприятия по решению суда. Причём порядок и конкретные основания для проведения проверок бизнеса АМКУ будет фактически устанавливать самостоятельно. Это делает гипотетически возможными злоупотребления и давление на бизнес;
- Изъятие и наложение ареста на имущество, документы, носители информации в любое время суток;
- Доступ ко всем автоматизированным реестрам, базам данных, иным системам сбора, хранения, обработки и поиска информации, держателем или администратором которых являются государственные органы или органы местного самоуправления. Фактически, эта норма предоставляет АМКУ неограниченные права для доступа к информации, включая конфиденциальную, без должного обоснования целесообразности такого доступа.
Причём в законопроекте не предусмотрен порядок проведения проверок, сбора доказательств. Это даёт возможность сотрудникам АМКУ действовать произвольно. Такая практика чревата коррупционными рисками, злоупотреблениями, возможными нарушениями прав предприятий и людей.
Конечно, законодатели стремятся решать проблему ограничения монополизма для развития бизнеса и экономики. Но предлагаемые новации создают гораздо более весомые сложности именно для такого развития.