►Подписывайтесь на телеграм-канал «Минфина»:
главные финансовые новости
Общие тенденции
«По предварительным подсчетам, уровень теневой экономики в 2020 году составил 30% от объема официального ВВП, что на 3 п. п. выше по сравнению с показателем за 2019 году», — указало министерство в записке.
Интегральный показатель уровня теневой экономики в Украине, % от объема официального ВВП, и темпы прироста/снижения уровня реального ВВП, % к предыдущему году
Источник: расчеты Минэкономики
По данным министерства, два из четырех методов расчета теневой экономики зафиксировали увеличение уровня «тени» по сравнению с 2019 годом: метод убыточности предприятий — на 7 п. п., до 27% официального ВВП, а также монетарный метод — на 1 п. п., до 31% ВВП.
Динамика уровня теневой экономики согласно отдельным методам, % от объема официального ВВП
Источник: расчеты Минэкономики
Министерство отмечает, что по отдельным видам экономической деятельности (ВЭД) компании показали неоправданно высокий рост убыточности предприятий.
В то же время метод «расходы населения — розничный товарооборот» показал сокращение уровня теневой экономики на 3 п. п., до 22% ВВП, а по электрическому методу сокращение составило 2 п. п., до 23% ВВП.
Уровень теневой экономики по видам экономической деятельности, % от объема официального ВДС соответствующего ВЭД
Источник: расчеты Минэкономики
«Все виды экономической деятельности, помимо финансовой и страховой, показали тенденцию к увеличению уровня теневой экономики на фоне роста объемов убытка предприятий этих ВЭД. Больше всего доля теневого сектора выросла в ВЭД „Операции с недвижимым имуществом“ (на 17 п. п., до 41% от валовой добавленной стоимости в ВЭД), в ВЭД „Транспорт, складское хозяйство, почтовая и курьерская деятельность“ (на 14 п. п., до 48%), в добывающей промышленности и разработке карьеров (на 9 п. п., до 41%)», — указало министерство.
При этом в секторе финансовой и страховой деятельности министерство зафиксировало тенденцию к сокращению «тени» по итогам 2020 года — на 4 п. п., до 23% от объемов валовой добавленной стоимости в ВЭД.
Топ-20 лучших книг для начинающих и опытных трейдеров
Системные факторы, сдерживающие детенизацию
Вместе с тем, процессы тенизации экономики в значительной степени обуславливаются также недостаточно благоприятной средой. Положительные ожидания от реформ, их реализация стимулируют население и субъектов хозяйствования к расширению деятельности в легальном секторе при условии улучшения инвестиционного и бизнес-климата в стране. При этом надлежащие условия и институциональную среду невозможно создать до тех пор, пока не будут преодолены системные факторы, сдерживающие процессы детинизации экономики в Украине.
Основными среди них являются:
- низкий уровень защиты прав собственности — эксперты рейтинга экономической свободы (Economic Freedom Index 2021), который формируется Heritage Foundation, признали уровень защиты прав собственности в Украине недостаточно эффективным, оценив его в 48,5 балла (из 100 возможных) с неизвестным улучшением ситуации;
- недостаточный уровень защиты интеллектуальной собственности — согласно Международному индексу прав собственности (International Property Rights Index) 2020, в Украине, несмотря на относительно высокий уровень защиты патентов (40-е место в мире), неудовлетворительными является восприятие защиты интеллектуальной собственности (107-е место) и высокий уровень пиратства (89-е место);
- низкий уровень ликвидности фондового рынка, защиты прав инвесторов наряду с недостаточной способностью регулятора противодействовать злоупотреблениям на рынке;
- несовершенство судебной системы — ключевыми недостатками которой эксперты определяют недостаточную эффективность ветвей судебной системы и, как следствие, низкий уровень доверия общества и инвесторов к ней;
- высокий уровень коррупции в стране — эксперты рейтинга «Индекс восприятия коррупции 2020» оценили уровень коррупции в Украине в 33 балла, что на 3 балла больше чем в рейтинге 2019;
- наличие территорий, неподконтрольных правительству, образованных в ходе вооруженного конфликта на территории страны, и, как следствие, рост «потенциальных возможностей» для применения схем контрабанды товарами.