Как изменится реальная зарплата

По прогнозам НБУ, в целом за год рост реальной зарплаты составит 8,6%, что увеличит доходы работающего населения — ключевой категории вкладчиков и заемщиков банков. Однако медленная вакцинация и нестабильность эпидемиологической ситуации грозит усилением карантина. Это, в свою очередь, создает трудности для бизнеса, т. к. несет риски медленного изменения доходов.

Изменение реальной заработной платы и пенсий, г/г

Однако объемы поступления зарплат от трудовых мигрантов снижаются с 2020 года. Однако специалисты НБУ считают это временным явлением — восстановление экономик стран-реципиентов, а также упрощение пересечения границ из-за смягчения карантина будут способствовать восстановлению денежных переводов от украинских гастарбайтеров.

Оценки населением уровня своего благосостояния все еще ниже допандемического уровня. Зато потребительские настроения уже улучшились до докризисных показателей. По утверждению респондентов, доходов им хватает только на базовые расходы, а вот на отпуск, приобретение дорогих вещей, авто или недвижимости необходимо длительное время экономить или дохода на это не хватает совсем.

По результатам июньского экспресс-опроса Европейской бизнес-ассоциации (EBA), доля доходов для премиум-сегмента за год выросла на 10 п. п.

Какие изменения произошли в банковской рознице

Потребительские настроения, по данным Info Sapiens, улучшились до уровня начала карантина. Они поддерживают потребление и стимулируют потребительское кредитование. Новые гривневые потребительские кредиты банков в годовом измерении росли быстрее, чем потребительские расходы.

Влияние потребительского кредитования на потребительские расходы

Отношение новых потребительских кредитов банков к потребительским расходам достигло максимального значения 14%. Для небанковских финансовых учреждений этот показатель составляет лишь 1%.

До исторического минимума упало соотношение кредитов и депозитов. Такие низкие показатели свидетельствуют о значительном потенциале кредитования.

При этом несмотря на восстановление потребительских настроений и расходов, предложение ряда товаров и услуг остается ограниченным. Это обусловлено периодами жесткого локдауна, а также медленным восстановлением сферы услуг, прежде всего туризма.