То есть «имеем уровень резервов почти вдвое больше минимума и этого достаточно, чтобы встретить любой сценарий развития событий», — отметила Светлана Рекрут, директор-распорядитель ФГВФЛ в эксклюзивном интервью на портале «Минфин».
► Подписывайтесь на «Минфин» в Instagram:
главные новости об инвестициях и финансах
Сколько средств у Фонда
Светлана Рекрут рассказала, что около 16 млрд грн размещено в ОВГЗ.
Кроме того, около 4 млрд грн Фонд получает ежегодно от банков в виде регулярных взносов. Плюс 1−2 млрд грн в 2021 году ожидаются от реализации оставшихся активов неплатежеспособных банков.
«Были годы, — замечает Рекрут, — когда этот источник приносил до 8 млрд грн. Но уже почти все активы реализованы, в следующем году поступлений по этой статье не будет».
Читайте также: Фонд гарантирования вкладов: кому и как возмещает депозиты государство
Что с задолженностью Фонда
Как признала руководитель Фонда, они находятся в непростой ситуации, так как обязательства организации превышают ее активы. Основная причина — долги перед Минфином. «В период банкопада Фонд вынужден был одолжить у этого ведомства около 60 млрд грн для выплат вкладчикам сумм, гарантированных государством. Стоимость заимствований составляла от 9,99 до 14% годовых», — рассказывает Рекрут.
Даже после частичного погашения задолженность Фонда только по процентам составляет 64 млрд грн.
Директор-распорядитель Фонда считает несправедливым, что ведомству пришлось «отдуваться» за просчеты монетарных властей, которые привели к банкопаду. Концепция, разработанная при поддержке МВФ, предусматривает списание задолженности по процентам. Как компенсатор Фонд взялся за поиск зарубежных активов экс-собственников обанкротившихся банков. «Поступления пойдут в госказну», — утверждает Рекрут.
И хотя скептики напоминают, что Фонду достались активы банков-банкротов на общую сумму 500 млрд грн, ФГВФЛ парируют: они получили банки, которые были почти полностью «выпотрошены» бывшими владельцами.
Ожидания Фонда
По словам Светланы Рекрут, Фонд пока переходит от проблем, связанных с банкротствами банков, к модернизации системы гарантирования. И акцентирует внимание на том, что параллельно идет сложный и долгий процесс поиска активов экс-собственников банков-банкротов в иностранных юрисдикциях. И это процесс с неочевидным результатом. «Кстати, создание межведомственной группы по вопросам возвращения активов обанкротившихся банков, которую возглавил премьер-министр, — это и есть тот механизм, который позволяет превратить 64 млрд грн, которые есть только на бумаге, в реальный денежный поток», — уверяет руководитель Фонда.
По мнению Рекрут, Фонд в нынешних условиях сможет полностью вернуть Минфину «тело» кредита до 2031 года, при этом даже увеличив сумму обеспечения.