С учетом амбициозных целей European Green Deal по достижению климатического нейтралитета к 2050 году, украинский бизнес должен уже сейчас обновлять производство, чтобы в будущем соответствовать жестким европейским требованиям по сокращению всех видов выбросов.
Существенным барьером для этого остается ограниченный доступ к долгосрочному финансированию, особенно в условиях продолжающейся пандемии Covid-19. Кроме того, многие собственники предприятий в текущих условиях не решаются инвестировать в сложные технологические проекты со сроками окупаемости свыше двух лет, даже если они сулят очевидную выгоду.
«Зеленые» банки в этом случае помогают открыть доступ к капиталу, предоставляя целевое финансирование и более лояльные коммерческие условия для реализации эко-проектов. А энергосервисные компании (ЭСКО) помогают решить сразу несколько вопросов: определить наиболее выгодные и быстро окупаемые проекты модернизации, профинансировать их без залогов и комиссий, воплотить в жизнь, выполнив «под ключ», а также гарантировать сокращение энергорасходов на несколько лет вперед.
При этом энергосервис как комплексное решение для бизнеса обеспечивает высокую доходность вложенных средств и стабильный денежный поток, одновременно помогая освободить ресурсы предприятий клиентов за счет повышения их энергоэффективности.
Может показаться, что «зеленые» банки и ЭСКО являются конкурентами по части предоставления финансирования. Но в реальности это потенциальные партнеры, которые могут масштабировать деятельность друг друга, открыть новую нишу на рынке и сделать совместный вклад в достижение климатических целей.
Варианты взаимодействия
Сотрудничество между ЭСКО и «зелеными» банками может происходить в нескольких форматах.
В рамках классической модели ЭСКО может самостоятельно профинансировать и выполнить «под ключ» энергоэффективный проект на промышленном объекте, обеспечив уменьшение расходов на энергоресурсы для предприятия от 25 до 90%. Гарантируя достижение определенного уровня экономии, ЭСКО получает возврат своих вложений в виде регулярных платежей в течение 4−5 лет за счет части сохраненных клиентом средств. По истечении этого срока все 100% экономии, все улучшения и новое оборудование остаются предприятию-заказчику. Если прогнозируемые показатели по проекту не достигнуты — оборудование все равно переходит клиенту, а ЭСКО в этом случае теряет инвестиции.
Взаимодействие с банком может происходить в виде рефинансирования уже реализованного проекта. Финучреждение может присоединиться к проекту, по которому уже подтверждена экономия, есть денежный поток от клиента — энергосервисные платежи, и риски в таком случае будут минимальны.
Возможен вариант, когда ЭСКО находит потенциально выгодный энергоэффективный проект и предлагает его банку для фондирования, берет на себя риски достижения экономии, а также закрывает все технологические вопросы: выбор решения, закупку оборудования, обеспечение его монтажа и ввода в эксплуатацию.
Может возникнуть и обратная ситуация, когда у банка есть клиент с интересными проектами, но без достаточных объемов залога. В таком случае банк может пригласить к реализации проекта энергосервисную компанию, которая в течение нескольких лет будет оставаться владельцем оборудования, предоставляя его в залог и подкрепляя гарантированными денежными потоками.
Вполне могут иметь право на существование и конфигурации факторинговых взаимоотношений между банком, энергосервисной компанией и предприятием. ЭСКО, реализовав проект и подтвердив экономию по нему, может передать банку права требования на платежи за счет части сэкономленных клиентом средств.
Выгода на троих
Помимо описанных выше моделей, конечно, возможны и другие варианты совместной работы «зеленого» банка и ЭСКО. Но в их основе лежит то, что вложения клиентов должны быть минимальными — порядка 10−30% от стоимости энергоэффективного проекта, а выгода значительной и гарантированной. По сути ЭСКО и банк покупают у клиента его энергетическую неэффективность, монетизируя и превращая ее в доходы для всех трех сторон.
О каких еще выгодах и доходах может идти речь? Иллюстрацией может послужить портфель из 87 энергосервисных проектов YASNO — поставщика электроэнергии, газа и решений по энергоэффективности.
При инвестициях YASNO в объеме 550 млн грн сумма энергосервисных контрактов составляет почти 2 млрд грн — это размер выплат клиентов за счет достигнутой экономии в течение нескольких лет. Средние сроки окупаемости энергосервисных проектов в портфеле YASNO составляют 2−3 года. А сроки действия контрактов — 4−5 лет. Но если окупаемость наступила быстрее запланированного срока, то контракт тоже может быть завершен раньше.
Экономия энергоресурсов в проектах YASNO составляет от 25 до 90% в зависимости от технологии. Например, порядка 70−90% экономии дает модернизация систем освещения с переходом на LED-светильники. От 25 до 50% электроэнергии удается сберечь при использовании преобразователей частоты для оборудования с электродвигателями — насосов, промышленной вентиляции, конвейеров. От 25 до 63% экономии расходов тепловой энергии клиенты получают за счет модернизации и автоматизации систем отопления в зданиях. Порядка 35% природного газа экономят клиенты из сферы металлургии за счет установки «умных» горелок на обжиговом оборудовании.
Экологический эффект энергосервисных инвестиций YASNO заключается в том, что уменьшение потребления электроэнергии на 171 млн кВт·ч на сумму 350 млн грн в год, позволяет промышленным клиентам также снижать выбросы СО2 на 153 тыс. тонн ежегодно.
Важный сигнал
Свежим позитивным сигналом для дальнейшего развития рынка «зеленых» инвестиций в Украине стало подписание в апреле 2021 года между Нацбанком и Международной финансовой корпорацией (IFC) соглашения о сотрудничестве по развитию устойчивого финансирования.
Договоренности предусматривают, что НБУ будет разрабатывать стратегии и стандарты «зеленого» финансирования, а принципы устойчивого развития (ESG) планируется внедрять на уровне нормативных актов и требований к корпоративному управлению в банках.
Потенциально это может означать, что помимо показателей доходности и ликвидности кредитных портфелей, банкам необходимо будет внедрять ESG-метрики в своих кредитных и инвестиционных процессах. А при оценке заемщика и его проекта будут строже оцениваться экологические последствия и риски.
Возможно, со временем появятся и дополнительные нормативы по доле выдаваемых «зеленых» кредитов в общем инвестпортфеле каждого банка. Поэтому уже сейчас финучреждениям необходимо заботиться о наработке пула проектов для декаборнизации, в том числе из сферы энергоэффективности. Квалифицированными партнерами банков в этом направлении могут как раз выступить энергосервисные компании.
Экологическая привлекательность инвестиций в оптимизацию энергопотребления по сравнению с другими видами «зеленого» инвестирования подчеркивается тем, что каждый 1 млн евро ЭСКО-инвестиций YASNO в среднем помогает клиентам сократить годовые расходы электроэнергии на 11,5 млн кВт·ч, что эквивалентно сокращению выбросов СО2 на 10,2 тыс. тонн. Для сравнения — столько же нужно вложить, чтобы получить 1,2 млн кВт·ч «зеленой» энергии на солнечных электростанциях или 3,5 млн кВт·ч на ветроэлектростанциях. При этом для энергосервисных проектов не требуется специальных лицензий, отвода земли, строительства дополнительной инфраструктуры, а также дополнительных гарантий от государства.