Почему нужны перемены
По словам Валерия Сироштана пользователи все чаще отдают предпочтение дистанционным сервисам или выбирают цифровые банки, в которых можно управлять всеми услугами самостоятельно. Это, конечно, не значит, что наличка исчезнет, она будет «жить», но с ней нужно будет работать по-новому.
«Просто убрать наличные не получится, потому что денежная масса в Украине растет. Только за прошлый год, согласно статистике НБУ, ее объемы увеличились на 26%. Кроме того, с ростом инфраструктуры онлайн / карточных платежей создания экосистемы быстрых пополнений стало критически важным», — отметил эксперт.
Читайте также: Кризис ускорил развитие финтеха как основы открытого банкинга
Варианты решения вопроса
На самом деле в банковских отделениях, по словам директора по развитию бизнеса Renome Smart, есть много функционала, который можно упрощать и дистанцировать от людей. К таким относятся, например, кассовые узлы. Их вполне можно автоматизировать, заменив рядом устройств, а именно:
- Банкоматами. Это позволяет за один раз проводить операции снятия и внесения наличных средств.
- Депозитным сейфом для внесения наличных в больших суммах.
- Поштоматом, где клиент сможет получить или предоставить всю необходимую корреспонденцию.
- Программными продуктами, позволяющими настроить бесперебойную работу устройств самообслуживания и интеграции с банкоматом.
Читайте также: Какими будут мобильные платежи и другие новинки финтеха-2021
50 отделений Приватбанка уже кешлес
Некоторые банки уже сегодня реализуют идею отделений без касс. Как сообщил руководитель дирекции по управлению региональной сетью Приватбанка Андрей Козловский, сейчас в пилотном проекте Приватбанка 50 отделений работают в формате кешлес.
«В существующих отделениях мы убрали кассовые узлы, а работников-кассиров переформатировали на продажу продуктов и услуг. Мы заметили, что в первые 1−3 месяца происходит снижение потока клиентов. Но потом этот тренд выравнивается, и эти отделения становятся еще более прибыльными», — рассказал Андрей Козловский.
Кроме того, в Приватбанке практикуется еще один формат отделений.
«Есть несколько отделений, в которых наряду с экономистом — работником банка стоит машина, которая принимает и выдает наличные. Это позволяет клиенту получить полный спектр банковских услуг, так сказать, не вставая со стула, а не бегать от одного специалиста к другому», — заверил представитель Приватбанка.
По его словам, сегодня действительно происходит трансформация в сторону использования цифровых каналов. Но говорить о полном превосходстве онлайна рано.
«Около 60% клиентов Приватбанка используют параллельно онлайн и офлайн каналы. Они посещают отделения по тем или иным причинам, хотя 99% транзакций и всех банковских операций можно сделать через приложение Приват24», — проинформировал Андрей Козловский.