Новые правила начислений
Недавно правительство поддержало очередной проект постановления об усилении требований адресности предоставления жилищных субсидий. Поводов для отказа в получении субсидий значительно больше.
Каждый раз требования для получения субсидий становятся все жестче и сложнее. Цель — уменьшить количество субсидиантов и, соответственно, сократить бюджетные расходы. Если в декабря 2017 года субсидии получали почти 7 млн украинских домохозяйств, то в 2021 году их осталось меньше 3 млн.
Новое постановление предусматривает дополнительные ограничения. В частности, основанием для отказа в получении субсидии может стать наличие банковских депозитов, покупка валюты, одноразовые покупки, пересечение границы.
Вместе с тем, официальные документы правительства не уточняют, о каких именно параметрах ограничений идет речь. Без ответов остается куча вопросов:
1. Наличие доходов от депозитов и дивидендов от ценных бумаг является поводом для отказа или речь идет об уменьшении на эту сумму субсидийных выплат?
2. Какой доход от депозитов и ценных бумаг является основанием для отказа? Например, у пенсионера маленький депозит и несколько сотен или тысяч гривен в год дохода от него, что несоизмеримо со стоимостью жилищно-коммунальных услуг за год.
3. Что с покупкой иностранной валюты и драгоценных металлов? Если человек купил 100−200 долл или золотую цепочку, будет ли это основанием для отмены субсидий, и как это отследить?
4. Как насчет поездок за границу? Человек может выезжать не только на заработки или отдых, а к родственникам или на лечение, оплаченное благотворительными организациями.
Непонятное также решение Кабмина об отмене деятельности и полномочий комиссий, которые работают при местных органах власти и назначают субсидии в отдельных нестандартных случаях. Например, после потери имущества в результате пожара или когда относительно обеспеченная семья залезла в долги из-за дорогого лечения.
Читайте также: Пенсионный калькулятор. Как рассчитать свою пенсию
Чиновники ожидают, что новое постановление позволит сократить количество субсидиантов еще тысяч на 300 и сэкономить на субсидиях несколько миллиардов гривен. Однако усиление требований к получателям субсидий может не столько ударить по богатым мошенникам, сколько по тем, кому действительно трудно обойтись без помощи государства.
Какие сокращения были ранее
Кстати, существенное сокращение субсидиантов, более чем в два раза за последние годы, произошло преимущественно за счет заробитчан. По одному из условий, семья теряет право на субсидию, если в течение 60 суток кто-то из ее членов не платит единый социальный взнос (если только официально не оформлен как безработный).
Люди, которые временно или постоянно работают за границей, физически не имеют возможности оплатить ЕСВ. Это при том, что государство должно было бы быть благодарным работникам, которые ежегодно переводят в Украину более $12 млрд. Это поддерживает экономику и валюту значительно лучше, чем кредиты международных финансовых институтов.
То же касается пенсионеров и малообеспеченных людей, которые получили в наследство распаеванные наделы. Эта земля может не приносить им никакой прибыли, но формально это является основанием для лишения таких семей права на субсидию.
В то же время субсидии — бремя для бюджета. Ежегодно на них идут десятки миллиардов гривен, поэтому попытки правительства сократить бюджетные расходы вполне понятны.
Читайте также: Кому уменьшат пенсии в этом году
В то же время средняя семья из стран ЕС тратит на оплату коммунальных услуг не более 10% совокупного семейного дохода. У нас этот показатель достигает 35%. Когда и в Украине он снизится до цивилизованных параметров, субсидии населению не понадобятся.