Сегодняшняя ситуация с валютными кредитами
Исполнительный директор НАБУ раскритиковала принятые Верховной Радой законы №№ 4475, 4398 и 4399 о защите валютных заемщиков, которые имеют многолетние долги по кредитам в иностранной валюте.
«Бизнес-сообщество обеспокоено этими законодательными инициативами, которые существенно нарушают баланс прав и интересов кредиторов с возложением, в очередной раз, всего бремени убытков исключительно на кредитора», — подчеркнула Коробкова.
По ее словам, количество кредитных договоров в инвалюте, по которым 1 июля 2020 года существовала непогашенная задолженность, составляло 18,63 тыс. на сумму 28,3 млрд грн. Это основная сумма и начисленные доходы в гривневом эквиваленте. «Из них 12,76 тыс. договоров на сумму 21,5 млрд подпадает под действие моратория на взыскание имущества украинцев, предоставленного в качестве обеспечения кредитов в иностранной валюте», — указала Коробкова.
Больше всего кредитов физлицам в инвалюте предоставили иностранные ($15 млрд) и украинские частные банки ($8 млрд, включая Приватбанк).
История валютного кредитования
Коробкова отметила, что по состоянию 1 сентября 2020 года задолженность по кредитам физлиц в инвалюте составляла $3,6−4,1 млрд, в том числе $1,6 млрд кредитования были дефолтными, а сумма рабочих кредитов составляла $46 млн.
Читайте также: Раде рекомендуют принять закон о реструктуризации валютной ипотеки
Исполнительный директор НАБУ добавила, что, по данным экспертов, накануне запрета выдачи кредитов в иностранной валюте по состоянию на июнь 2009 года кредиты физлиц в иностранной валюте составляли $24,5 млрд.
По ее словам, с 2009-го по 2020 год объем валютных кредитов физлиц в портфелях банков сократился на $17,8 млрд за счет выплат должников, конвертации валютных кредитов в гривневые, списания и взыскания залога, а также продажи таких кредитов.
Позиция Нацбанка
Национальный банк Украины также раскритиковал принятый закон о защите валютных заемщиков.
«Закон о принудительной (по факту — только для банков) реструктуризации очевидно нарушает баланс интересов, поэтому является тревожным сигналом об отношении государства к защите прав кредиторов и, соответственно, будет иметь негативное влияние на активность банков на рынке ипотеки», — сообщила пресс-служба регулятора агентству.
В Нацбанке отметили, что реструктуризация долга валютных заемщиков должна происходить на рыночных условиях, приемлемых и для банков, и для заемщиков.
Специалисты Нацбанка подчеркивают, что один из таких механизмов определяет действующий Кодекс по процедуре банкротства. Повышения его эффективности благодаря внесению изменений и уточнений (законы №№ 4398 и 4399) НБУ поддерживает.
Согласно же тексту закона № 4475, реструктуризация осуществляется по курсу, который рассчитывается как среднее значение между курсом, установленным НБУ в соответствующей иностранной валюте на день заключения договора, и курсом НБУ в день проведения реструктуризации.
Заработок на инвестициях в лизинг до 10% годовых в валюте
Отмечается, что ипотечные договоры и договоры залога, связанные с кредитным договором заемщиков, будут продлены на 10 лет без нотариального удостоверения и будут действовать до даты окончания реструктуризации.
Действие закона распространяется на общую площадь недвижимости, которая является предметом ипотеки по кредитам в инвалюте и превышает 140 кв. м для квартиры и 250 кв. м для жилого дома, указано в документе.
Указывается, что заемщик имеет право подать кредитору письменное заявление о проведении реструктуризации своих обязательств по ипотечному кредиту в течение трех месяцев со дня вступления в силу закона, после чего реструктуризация обязательств по ипотечному кредиту осуществляется сторонами в течение 60 дней.
Хотите знать о финансах и инвестициях больше? Следите за эксклюзивными материалами «Минфина» в телеграм-канале.