Примечательно, что НБУ именно для предотвращения роста цен поднял 4 марта свою ставку до 6,5% с исторического минимума в 6%. Ведь в феврале показатель поднялся значимо — к 7,5%. Тем не менее, в марте инфляция не только не слабела, но и превысила полуторагодовой максимум.
Но дело не столько во внутренних, сколько во внешних факторах.
Цены на потребительском рынке поднялись, прежде всего, из-за конъюнктуры мировых рынков. Например, подорожание пшеницы, кукурузы, подсолнечного масла и сырого масла за последние 12 месяцев составило от 37% до 156%. Такие колебания непосредственно и косвенно подстёгивают украинскую инфляцию.
Кроме того, негативная динамика ВВП страны, снизившегося на 4% в 2020 году, сочетается с относительным увеличением доходов потребителей на 6,1%. Это, наряду с подорожанием энергоносителей, создаёт восходящее давление спроса на цены.
Аналитики предполагают, что 1 квартал 2021 года покажет сокращение ВВП ещё на 1,2%. Он станет пятым подряд кварталом экономического спада. В то же время, Кабинет министров в марте дополнительно повысил соцвыплаты для поддержки населения во время карантина.
Инфляция способна замедлиться до 7% к концу года — предполагаемого НБУ уровня — лишь при получении масштабных заимствований от МВФ и снятия карантинных ограничений. В таком случае в первой половине 2022 года она может закрепиться не выше 5−6%.