Сколько на самом деле должен длиться мораторий
Правительственное постановление № 89 позволила налоговикам проводить:
- временно приостановленные проверки, начавшиеся до 18 марта 2020 года;
- внеплановые проверки предприятий, которые сформировали налоговый кредит за счет рисковых операций по приобретению товаров/услуг;
- плановые документальные проверки;
- документальные проверки сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручки по экспортным операциям;
- внеплановые документальные проверки.
Фактически Кабинет Министров позволил налоговым органам проводить документальные проверки несмотря на прямую норму Налогового кодекса о действии моратория на ревизии во время карантина.
Однако, будут правомерными действия налоговиков, которые руководствуются правительственным карт-бланш?
Ограничения на проведение документальных и фактических проверок предусмотрены пунктом 51−2 подраздела 10 раздела
Читайте также: Как платить налоги геймерам
Он вводит мораторий на проведение документальных и фактических проверок с 18 марта 2020 по последний день месяца (включительно), в котором завершается действие введенного Кабмином карантина.
Исключение — документальные внеплановые проверки, проводимые по обращению самого предприятия в случае его реорганизации или закрытия или если компания претендует на возмещение НДС.
Очередным постановлением Кабмина № 1236 карантин продлен до 28 февраля 2021 года. Таким образом, мораторий на проведение проверок должен продолжаться, как минимум, до начала марта 2021 года.
Что делать предприятиям
Статья 2 Налогового кодекса (НК) четко определяет: менять его положения можно только поправками в сам Налоговый кодекс. А статья этого же документа гласит: если статьи ПК отличаются от других нормативов, то в регулировании налоговых вопросов используются понятия, термины и правила именно Налогового кодекса.
Итак, у налоговых органов отсутствуют полномочия на проведение проверок по перечню, который содержится в упомянутом постановлении Кабмина (№ 89).
Еще более неоднозначной в данном контексте выглядит обязанность налогоплательщиков предоставлять информацию по письменному запросу контролирующего органа. Поскольку, с одной стороны, правительство разрешило налоговикам проводить проверки, с другой — у плательщика нет никаких обязанностей предоставлять любые документы контролерам до завершения действия карантина.
Читайте также: Кого проверит налоговая в этом году. Список групп
Анализ норм налогового законодательства дает основания для следующих выводов:
• постановление Кабинета Министров № 89 противоречит положениям Налогового кодекса, а потому должны применяться именно положения НК;
• мораторий на проведение проверок действует как минимум до конца февраля 2021;
• налогоплательщики не обязаны предоставлять информацию по запросам контролирующих органов по последний календарный день месяца, в котором завершается действие карантина.
Налоговые органы вряд ли будут руководствоваться этой же логикой. Поэтому предприятиям следует тщательно выстраивать стратегию защиты своих интересов, даже при условии очевидной противоправности действий проверяющих. Поскольку каждое действие налогоплательщика может быть использована против него в суде.