Согласно последним исследования CBR, в прошлом году 35% опрошенных украинцев сталкивались со злоумышленниками во время покупок в интернете, а по данным Ассоциации ЕМА с помощью социнженерии интернет-мошенники «заработали» 252 млн грн.
Главные методы преступников
- размещения несуществующих товаров на платформах и соцсетях (когда жертва посылает деньги по предоплате)
- телефонное мошенничество (когда жертва передает личные платежные данные преступнику, который выдает себя за представителя банка или полиции)
- фишинг — сайты-подделки (когда жертва переходит по ссылке на мошеннический ресурс и вводит там личные платежные данные).
По статистике OLX, доля киберобманов в онлайн-шопинга с использованием сайтов-подделок составляет около 0,4% от всех транзакций.
В целом количество людей, которые попали в 2020 году на фишинг при покупке или продаже товаров по данным платформы составляет примерно 20 000 человек.
Из них 12 369 — 62% — не потеряли деньги. Количество пользователей, кто отдал личные данные мошенникам и потерял деньги — примерно 7700 человек.
Читайте также: 13 мошеннических схем, которые позволили украсть в украинцев 362 миллионов
Кто попал в ловушку мошенников
С начала марта и до конца локдауна мошенники быстро отслеживали тенденции спроса населения и расширяли свою деятельность от электроники к товарам личной гигиены, домашнего обихода и спортивного инвентаря.
Под удар, в первую очередь, попали люди, которые покупали онлайн или пользовались сервисами впервые. Наибольшее же количество таких мошеннических действий было зафиксировано в декабре 2020 года, когда украинцы массово покупали товары онлайн накануне Нового года и январского локдауна.
Читайте также: Позвони мне, позвони: какие смс присылают мошенники
Наиболее популярной в последние месяцы прошлого года была схема с мошенничеством против продавцов:
- псевдопокупатель находил продавца на онлайн-площадке;
- сразу писал в посторонний мессенджер, пытался войти в доверие;
- посылал инородное ссылки и убеждал по ним перейти (на самом деле на фишинговый сайт)
- делился фейковых правилами работы сервиса, торопил и даже давил, чтобы жертва самостоятельно ввела свои платежные данные;
- получал от жертвы-продавца на фишинговый сайт CVV-код, баланс и срок действия карты, чтобы в результате вывести украденные деньги на виртуальный счет.
Читайте также: Карты, деньги, телефон: как мошенники крадут деньги с банковских счетов