Как отмечает регулятор, банки всех групп заметно улучшили свои кредитные портфели.
«Масштабную работу провели государственные банки: за 2020 год они списали 30,6 млрд в нацвалюте и 3,1 млрд в долларовом эквиваленте в инвалюте зарезервированной задолженности. Это позволило им снизить долю неработающих кредитов с 63,5% до 57,4%», — говорится в сообщении.
Как изменились показатели
-
Показатель банков иностранных групп (без банков РФ) зафиксировался на уровне 12,3% (против 16% в 2019 году.). В дальнейшем иностранные банки планируют использовать меры списания, продажи и ожидают добровольного урегулирования долгов.
-
Банки с украинским капиталом за год снизили долю NPL с 18,6% до 14,6%. Их основным инструментом были списание и продажа.
Читайте также: За пол года госбанки списали неработающих кредитов на 111 миллиардов
«В ближайшие два года мы ожидаем, что банки окончательно лишатся неработающих кредитов. В случае успеха реализации стратегий управления NPL банки в три раза уменьшат объем NPL. Это позволит уже в начале 2023 сократить долю неработающих кредитов до 24%, а в случае существенного роста кредитования уровень NPL снизится менее 20%», — отметил глава НБУ Кирилл Шевченко.
Читайте также: Ухудшение качества кредитов может привести к уменьшению доходности банков — НБУ
По его словам, сегодня неработающие кредиты не давят на прибыльность банков и их капитал.
Что предлагают госбанкам
Как писал «Минфин», Верховная рада может предоставить право госбанкам продавать неработающие кредиты на прозрачных аукционах со скидкой, как это делает Фонд гарантирования вкладов и коммерческие банки. Соответствующий законопроект № 2272 зарегистрировал депутат «Слуги народа» Алексей Мовчан.
Как госбанки решают проблему
В отличие от ФГВФЛ, государственные банки продолжают реструктуризацию своих плохих кредитов вместо продажи на аукционах. Государство же вынуждено докапитализировать государственные банки, чтобы не допустить банкротства.
Что значит высокая доля NPLs
Высокая доля NPLs — результат кредитной экспансии прошлых лет, когда стандарты оценки платежеспособности заемщиков были низкими, а права кредиторов недостаточно защищенными.
Другая веская причина — практика кредитования связанных лиц, прекративших обслуживать кредиты во время кризиса.