Только за январь ранее непримечательная GameStop подорожала на 1625%. На прошлой неделе началась скупка акций BlackBerry, за пару дней их стоимость выросла почти втрое: с $6,58 до $18,92. Подобное повторилось с Nokia, студией CD Project RED, сетью кинотеатров AMC, немецкой фармацевтической компанией Evotec и многими другими. Котировки этих предприятий за считанные дни выросли на сотни процентов.
Но пиршество спекулянтов на акциях близких к банкротству компаний не будет долговечным. Сегодня Robihood снова ограничит возможность покупать акции GME, AMC и других компаний с большими «короткими» позициями. Это поможет стабилизации широкого рынка.
Но пока регулирующие органы не нашли способ остановить это безумие, выявить и наказать виновных в нем, обкатанная схема будет применяться и дальше. Например, именно этим объясняется рост котировок серебра.
Читайте также: Трейдеры Reddit настроились на серебро
Кто и как начал войну
Флешмоб запустил пользователь сообщества инвесторов-любителей WallStreetBets в соцсети Reddit под ником DeepF — ingValue и владелец Youtube-канала «Roaring Kitty». Спусковым крючком стал его пост, опубликованный в конце ноября. Юзер возмущался действиями инвестфонда Melvin Capital, открывавшим «короткие» позиции по акциям его любимой GameStop. Вопреки мнению хедж-фондов и объективной статистике DeepF — ingValue считал компанию недооцененной и перспективной.
Участники форума в комментариях к его посту поддержали пользователя и решили начать скупку акции GameStop, чтобы «лишить денег жадные хедж-фонды». Сейчас WallStreetBets насчитывает 4,2 млн пользователей, что вполне позволяло собрать мощную армию для борьбы с воротилами Уолл-стрит.
«Простой парень» с дипломом финансового аналитика
С DeepF — ingValue удалось пообщаться The Wall Street Journal. Трейдером, который перевернул мир инвестирования своим постом, оказался Кейт Гилл. Сейчас он пытается представить себя «простым парнем» и говорит, что сам не ожидал такого эффекта от своих действий.
И уж тем более не хотел привлекать внимание Конгресса, ФРС, хедж-фондов, СМИ, торговых платформ и сотен тысяч инвесторов. Что вполне понятно: не исключено, что регуляторы найдут способ привлекать подобных блогеров к ответственности за манипулирование рынком.
Однако на роль «простого парня» Кейт Гилл точно не тянет. Он — обладатель сертификата CFA (Chartered Financial Analyst — дипломированный финансовый аналитик).
В 2009 г окончил колледж по специальности бухгалтерский учет и до недавнего времени работал в отделе маркетинга в Massachusetts Mutual Life Insurance Co. (специализируется на различных видах страхования). Хотя склонность к нестандартным методам зарабатывания легких денег у него, похоже, была всегда.
Его мама рассказала изданию, что сын всегда любил деньги. Например, в детстве он проверял выброшенные билеты мгновенной лотереи. И ему не раз улыбалась удача, поскольку люди часто отправляли в мусорку выигрышные билеты с небольшими суммами.
Гилл начал инвестировать в GameStop примерно в июне 2019 года, когда цена составляла около $5 за акцию (сейчас — $325). Открыл канал на YouTube прошлым летом, где рекламировал GameStop и бельгийское пиво.
Запустив флешмоб со скупкой акций GameStop, Гилл постоянно делился с последователями результатами своей торговой деятельности. Например, в минувшую среду опубликовал снимок экрана своего брокерского счета, показывающий ежедневную прибыль примерно в $20 млн по акциям и опционам GameStop.
На следующий день Гилл показал еще один снимок экрана, на котором отображен убыток в размере $15 млн. Хотя, как выяснил WSJ, после закрытия торгов в четверг на его брокерском счете E * Trade было около $33 млн.
Как это работает
Массовая скупка акций отдельных компаний «диванными инвесторами» стала контрударом на действия хедж-фондов, открывших по этим же акциям «короткие» позиции.
Разберем ситуацию на примере той же GameStop. Компания является типичным представителем традиционного ретейла и специализируется на продаже видеоигр и фильмов в обычных магазинах. По мере ухода торговли в онлайн дела GameStop шли все хуже, что отражалось и на ее котировках: с октября 2015-го до осени 2020-го она потеряла почти 90% рыночной стоимости. По прогнозам Bloomberg, в этом и следующем годах компания будет убыточной.
Именно это стало причиной, по которой хедж-фонды начали шортить акции GameStop. Короткая позиция или сделка в «шорт» (от англ. short) означает, что хедж-фонд одалживает у брокера акции, продает их по текущей рыночной цене. А затем, когда цена на акции упадет (а это случится, если дела компании идут все хуже), хедж-фонд покупает подешевевшие акции и погашает долг перед брокером. Разница между покупкой по низкой цене и изначальной продажей по более высокой цене и есть заработок хедж-фонда.
Но схема ломается, если акции вдруг начинают расти. А массовая скупка акций частными инвесторами и есть тем мотором, который толкает стоимость акций вверх и провоцирует шорт-сквиз (ситуация, при которой резкий взлет акций заставляет шортистов закрывать короткие позиции и выкупать растущие в цене бумаги, чтобы вернуть их брокеру). Это провоцирует еще больший рост котировок.
Чем дольше хедж-фонды тянут с выкупом акций, тем больше становится размер их убытков.
Например, основанный в 2018 году фонд D1 Capital Partners легенды хедж-фондов Дэна Сундхейма еще в начале этого года управлял активами на сумму около $20 млрд. Примерно треть активов фонда составляют частные компании. Поэтому он пострадал сильнее других. Как пишет Bloomberg со ссылкой на людей, знакомых с ситуацией, сейчас фонд закрыт для новых инвестиций и не планирует открываться для привлечения дополнительного капитала.
Melvin Capital, основанный Гейбом Плоткины, к четвергу признал поражение и закрыл позиции по GameStop со 100% убытком. Впервые в своей истории. Аналогично поступил Citron Research. В компании заявили, что пересмотрят свою инвестиционную стратегию и откажутся от «шортов».
Частные инвесторы, которые хотели наказать «жадные хедж-фонды», должны быть довольны. Ведь их флешмоб попал прямо в цель. Например, тот же D1 в прошлом году на фоне всеобщей паники и пандемии вырос на 60%, Melvin Capital — на 52%. Неплохо заработали и остальные пострадавшие.
Почему это стало возможно
Почему же подобного не случалось раньше, а частные инвесторы именно теперь стали реальной силой, способной влиять на фондовый рынок сильнее, чем старожилы Уолл-стрит?
Во-первых, после мирового финансового кризиса 2008 года изменилось регулирование, которое сделало данные по интересу инвесторов к «коротким» заявкам более прозрачными. Конечно, миллионы инвесторов, которые атаковали хедж-фонды в этот раз, не в состоянии разобраться или даже найти подобные данные. Но вот таким персоналиям, как юзер DeepF — ingValue с дипломом финансового аналитика, это вполне по силам.
Во-вторых, технологический прогресс позволил быстро обрабатывать и распространять эту информацию. В-третьих, море ликвидности, из которой часть осела в карманах частников. А снижение ставок по депозитам окончательно отбило охоту размещать деньги в банках.
В результате в прошлом году более 10 млн. американцев открыли брокерские счета. На розницу сейчас приходится более 20% среднедневного оборота акциями, тогда как до пандемии этот уровень не превышал 14−15%.
Главный заработок снова подсчитывает Уолл-стрит
Но главный вопрос — кто же выиграл от этого безумного ралли? Безусловно, это частные инвесторы, которые «зашли» в акции в начале их роста. Но, судя по инвестиционным форумам, где юзеры делятся своим инвестиционным опытом, заработки львиной доли этих везунчиков не измеряются миллионами: кто-то сумел рассчитаться со студенческим кредитом, кто-то — собрать денег на свадьбу или покупку дома.
Ведь в основном поведение «мамкиных инвесторов» сводилось к покупке взлетающих акций и перепродаже их через несколько минут или часов. А вот те, кто «вошел» в акции слишком поздно, могут испытать на себе всю горечь потери. В четверг те, кто не успел зафиксировать прибыль, уже получили убытки после того, как онлайн-брокеры ограничили покупку акций GameStop. Сегодня ситуация может повториться. А дальше будет только хуже. Ведь шорт-сквиз не может длиться вечно.
Неожиданное счастье свалилось на отдельные компании, весьма далекие от центральных событий. Например, в минувший понедельник акции AMC Networks (AMCX) выросли на 18,1%. Свою роль сыграло сходство тикеров с AMC Entertainment Holdings (AMC), которая оказалась на волне покупок благодаря феномену Reddit.
В минувший четверг объем торгов акциями австралийской горнодобывающей компании GME Resources с капитализацией всего $40 млн достиг почти $7 млн. Причина нашлась в тикере GME: на австралийской бирже он принадлежит GME Resources, а на NYSE — американской компании GameStop, которая также участвовала в шторме, вызванном сообществом Reddit.
Но главный куш сорвали опять таки обитатели Уолл-стрит.
Во-первых, это держатели стремительно дорожающих акций. Например, в портфеле фонда Fidelity Low-Priced Stock Fund находится 2 млн акций GameStop. В начале января эта доля стоила около $33 млн. А при пиковой цене на бумаги компании ее стоимость достигала $1 млрд.
Во-вторых, это брокерские компании и маркетмейкеры, заработки которых зависят от объема торгов. Так, в минувший четверг объем торгов на американских биржах достиг 19,58 млрд акций при среднем показателе за последние 20 торговых дней в 14,86 млрд.
Но в этой истории есть и те, кто выиграл дважды. Например, хедж-фонд миллиардера Кена Гриффина. Входящая в него компания по электронной торговле Citadel Securities LLC работает как посредник с клиентами Robinhood Markets Inc., TD Ameritrade и других онлайн-брокеров.
Читайте также: Сервису Robinhood пришлось срочно привлечь $1 миллиард. Причина — «приколы» пользователей Reddit
И зарабатывает на том, что продает акции или опционы чуть дороже, чем покупает. Разница часто составляет всего несколько центов за акцию. Но на миллионных операциях суммы выходят внушительные.
Одновременно хедж-фонд Citadel на прошлой неделе выступил спасителем тонущего Melvin Capital Management, влив в него $2,75 млрд. Вскрывшиеся обстоятельства, как пишет WSJ, означают, что хедж-фонд Citadel поддерживал фонд, который делал ставки против акций GameStop, а Citadel Securities зарабатывала на росте заказов тех, кто наоборот поддерживал акции этой компании.