В аутсорсинговых компаниях зарплатный фонд составляет 70−90% бюджета, в продуктовых — 10−30%. Почему так получается?
В продуктовых компаниях программисты создают продукт. Компания выводит его на рынок и начинает на нем зарабатывать. Да, разработчики постоянно совершенствуют продукт, но большая команда для этого как правило не нужна. Бизнес получает большую часть дохода от продукта и при этом несет меньше расходов на оплату труда специалистов.
Поэтому для продуктовых компаний налог с зарплаты не так критичен в целом. Если государство обяжет платить 40% — это, безусловно, будут ощутимые деньги. Но и близко не такая существенная статья расходов, как для аутсорсеров.
В аутсорсинговых компаниях клиент платит за разработку ПО. Он оплачивает услуги разработчиков ПО и аутсорсинговой компании — посредника, который обеспечивает выполнение задачи. Прибыль с продукта остается у клиента.
Аутсорсинговая компания берет себе около 10% от суммы, которую платит клиент. Договора с клиентами долгосрочные. Если такая компания будет вынуждена платить 40% налога, то разорится.
В Украине часто противопоставляют продуктовые и аутсорсинговые компании. Но это в корне неправильно. Да, продукт — это более интересный с точки зрения маржинальности бизнес.
Но многие забывают о том, что успешные продуктовые компании в Украине в основном создают выходцы из аутсорсинга. Это айтишники, которые научились бизнес-процессам, узнали потребности клиентов, получили опыт в разработке и клиентском сервисе и решили с этими знаниями создать что-то свое.
Министерство цифровой трансформации хочет перевести IT-отрасль на новый налоговый режим Дія.City. В министерстве считают, что он обеспечит взрывной рост продуктовым компаниям в Украине и сделает страну новой Кремниевой долиной.
Взамен компании будут вынуждены отказаться от сотрудничества по модели ФЛП. Аутсорсинговая отрасль просто не потянет новые налоги и проиграет как на локальном, так и на глобальном уровне. «Мы должны быть конкурентоспособны на фоне других стран — России, Беларуси, Польши, Китая, Индонезии
Получат ли продуктовые компании лучшие условия для бизнеса? Тоже вопрос. Минцифры называет режим Дія.City экспериментальным. То есть его в любой момент могут свернуть. Многие украинские продуктовые IT-компании находятся на ранних стадиях развития, им важны как уровень специалистов, так и адекватные расходы на разработку. Поэтому стандартные 40% по КЗоТ для них тоже могут оказаться неподъемными.
Но даже если все пойдет хорошо, лишившись аутсорсинговых компаний, продуктовые останутся без той кадровой подпитки, которую давала экспортно-ориентированная часть IT-отрасли. И это уже полный провал.