Редакция Liga.net искала ответы на вопросы, как решить проблему с дефицитом и помогут ли в этом накопительные пенсии. «Минфин» выбрал главное.

Почему в Пенсионном фонде нет денег

В 2020 году Пенсионный фонд потратил на выплату 479 млрд грн. Почти 40% от этой суммы или 185 млрд грн Фонду дал госбюджет — своих денег ПФУ хронически не хватает. Из-за кризиса ситуация еще больше усугубилась — Фонд вынужден был дополнительно одолжить у Госказначейства еще около 14 млрд грн. В 2021 году предусмотрено государственное финансирование «дыры» в 195 млрд грн.

Есть несколько причин, которые не дают ПФУ избавиться от дефицита.

1. Демография

С 1991 года рождаемость в Украине падает. В год обретения Украиной независимости родилось 630 800 детей, в 2019 году — 308 800.

Из-за этого соотношение трудоспособного населения и пенсионеров снижается. В итоге сейчас на 11,1 млн пенсионеров приходится около 10 млн работающих украинцев, которые платят Единый социальный взнос — ключевой налог, наполняющий бюджет ПФУ.

Читайте также: Почему в 2021 году еда будет дорогой, а машины — дешевыми

2. Трудовая миграция

По данным Кабмина, с 2010 года из Украины выехали и не вернулись около 4 млн украинцев — 10% трудоспособного населения страны. Они не платят налогов в Украине, в том числе ЕСВ.

3. Оптимизация налогов

Например, распространенная схема трудоустройства через заключение договоров с ФОП вместо найма работников по трудовому законодательству. Это позволяет крупным компаниям снизить затраты на уплату ЕСВ и других отчислений.

4. Низкий пенсионный возраст

Реформа 2017 года предусматривала частичное решение этого вопроса. Одно из ее следствий — для выхода на пенсию сотруднику необходимо не просто достичь определенного возраста, но и иметь достаточный страховой стаж (период, когда происходили отчисления в ПФ).

Этот показатель увеличивается ежегодно, например, чтобы выйти на пенсию в 2020 году, необходимо иметь не менее 27 лет страхового стажа, а к 2028 году эта планка увеличится к 35 годам. По словам главной экономистки Dragon Capital Елены Белан, планировалось, что благодаря этому эффективный трудовой стаж вырастет на 4,5 года в перспективе 10 лет, что позволит если не уменьшить, то хотя бы стабилизировать дефицит Пенсионного фонда.

5. Политика

Согласно реформе, повышение размера пенсии напрямую привязывалось к росту инфляции и средней заработной платы. Однако эта логика выдерживается далеко не всегда: как и в прошлые годы, повышение пенсий в Украине по-прежнему происходит вне зависимости от успехов экономики.

«Уже в этом году принято решение о выплате карантинных надбавок пенсионерам старше 80 лет, а позже — и старше 75 лет», — приводит пример Дарина Марчак, руководитель Центра анализа публичных финансов и публичного управления Киевской школы экономики. Всего на эти цели из госбюджета-2020 потрачено 9,9 млрд грн.

6. Спецпенсии

На обеспечение пенсий военнослужащих, судей, прокуроров, чернобыльцев и других специальных программ в 2020 году ушло 131 млрд грн — 28,5% всех пенсионных выплат.

«Проблема в том, что власть хочет достичь двух взаимоисключающих вещей: сохранить низкие налоги и нагрузку на фонд оплаты труда и при этом выплачивать высокие пенсии», — отмечает Марчак.

Читайте также: Как купить стаж для пенсии и кому это нужно

Что мешает запустить накопительную систему

Пенсионные системы в развитых экономиках состоят из трех уровней:

  • солидарный: все работающие граждане отдают часть дохода на выплаты пенсионерам;
  • обязательные накопления: все отчисляют долю от зарплаты на пенсионные накопления;
  • добровольные накопления: те, кто хочет большего, накапливают с помощью негосударственных пенсионных фондов.

В теории первый уровень остается основным, остальные — дополняют его, что повышает благосостояние пенсионера после потери работоспособности. В Украине существуют только первый и с 2003 года третий уровень. Введение обязательных пенсионных накоплений постоянно откладывается с 2007 года.

Одна из причин — проблема дефицита солидарного уровня пенсионной системы. При введении накопительной части дефицит может сильно увеличиться.

Верховная Рада зарегистрировала два законопроекта о введении в Украине накопительных пенсий. Речь об обязательной системе, которая коснется каждого работающего украинца (законопроект № 2683) и профессиональных пенсионных накоплениях (законопроект № 4408) — прежде всего для представителей опасных и вредных профессий.

Один из ключевых вопросов — за счет чего будут профинансированы накопительные пенсии. Основных вариантов два: либо увеличить «трудовые» налоги (ЕСВ и налог на доходы физических лиц), что повысит нагрузку на бизнес, либо отобрать часть поступлений у ПФУ, что увеличит его дефицит.

К какому варианту склоняются законодатели? Базовые параметры реформы на данный момент — финансирование накопительных пенсий за счет части ЕСВ и налога на доходы физических лиц: с каждого из налогов на второй уровень пенсионной системы пойдет по 2%, сообщила глава комитета Верховной Рады по социальной политике Галина Третьякова.

Соответствующий законопроект может быть принят в первом чтении уже до конца февраля, уточнила она.

Читайте также: 7 способов накопить на пенсию

Что делать дальше

Опрошенные экономисты советуют властям не ждать снижения дефицита солидарной системы и вводить накопительный уровень как можно быстрее.

С одной стороны, за счет накоплений Украина сможет приблизиться к 40% соотношения зарплаты к размеру пенсии к 2035 году. Сейчас сумма, которую человек получает после выхода на пенсию в сравнении с доходами во время трудовой деятельности не превышает 35%. К примеру, в Нидерландах этот показатель — 80%.

С другой стороны, могут ли украинцы без опасений доверить пенсионные накопления государству? И насколько высоки риски, что рано или поздно за счет этого придется решать проблему солидарного уровня?

Подобные примеры в мировой практике есть. В 2014 году в России пенсионные накопления граждан были национализированы, якобы в связи с необходимостью финансировать расходы аннексированного Крыма. Эта ситуация повторилась и в последующие годы.

В 2010 году произошла национализация частных пенсионных накоплений в Венгрии. Вследствие реформы в Польше в 2014 году большинство поляков также перевели свои частные накопления обратно в солидарную систему. В 2016 году второй уровень пенсионной системы ликвидировали в Чехии.

Во всех случаях у правительств были экономические или демографические причины. Население европейских стран стремительно стареет, а страны с высоким уровнем трудовой миграции еще больше страдают от снижения числа работающих внутри государства граждан. Все это усиливает дефицит солидарной системы.

Читайте также: Во что инвестировать сегодня, чтобы накопить на достойную пенсию в Украине

Есть и другой аспект. Накопительный уровень — это дополнительный шанс для государства решить текущую проблему выплаты солидарных пенсий. Именно частные фонды, как правило, инвестируют накопления клиентов в госдолг: гривневые и валютные ОВГЗ, за счет которых финансируется дефицит госбюджета.

«Накопления второго уровня вкладываются в ОВГЗ, а средства затем используются для текущей выплаты пенсий, — говорит заместительница исполнительного директора Центра экономической стратегии Мария Репко. — По сути, это мало отличается от ситуации, когда государство должно деньги работающим людям: только не к тому времени, когда они выйдут на пенсию, а гораздо раньше».