Кто получил больше льгот
Крупнейшие получатели налоговых льгот в Украине в 2010-2019 годах:
- сельское хозяйство — на 72,3 млрд грн;
- перерабатывающая промышленность — на 27,2 млрд грн;
- торговля и ремонт автотранспортных средств — на 25,1 млрд грн.
При этом эти цифры подсчитаны на основе официальной статистики налоговых органов и не учитывают ряда скрытых инструментов льготного налогообложения, таких как временные стимулирующие ставки рентной платы для новых месторождений, специальный режим налогообложения для аграрного сектора, использование крупным бизнесом упрощенной системы минимизации налогов и др. Оценка их влияния на объем потерь бюджета от налоговых льгот требует дальнейшего исследования, подчеркивается в сообщении КШЭ.
Читайте также: Как получить налоговую льготу или скидку от государства
Какие существуют проблемы
«В Украине отсутствует государственная политика по предоставлению налоговых льгот. Не сформирован перечень правил и принципов предоставления льгот. Налоговые льготы предоставляются не по принципу поддержки инновационных отраслей, а тем отраслям, которые имеют наибольший вес в экономике (= больше лобби в парламенте)», — отметила Дарья Марчак, руководитель Центра анализа общественных финансов и публичного управления.
По ее словам, налоговые льготы часто являются инструментом политического торга в переговорах между правительством и парламентом о депутатской поддержке важных правительственных законопроектов.
За последние 5 лет 75% всех льгот принято именно в «бюджетный период» (ноябрь — декабрь).
Аналитик Центра Юлия Маркуц добавила, что льготы в Украине предоставляются без четкого анализа их влияния на социально-экономическое развитие Украины. При этом перечень получателей налоговых льгот является закрытым, невозможно узнать, какие именно компании получают наибольшую выгоду от льгот. Отсутствует действенный механизм компенсации налоговых поступлений, недополученных в результате применения налоговых льгот.
Экс-советник министра финансов по вопросам налогов Яна Бургимова считает, что в Украине нужно разработать и внедрить четкую систему требований к предоставлению налоговых льгот субъектам хозяйствования, их мониторинга и эффективности. Кроме того, стоит повысить роль Антимонопольного комитета в оценке предоставления налоговых льгот.
Что можно сделать
Основными рекомендациями Центра анализа общественных финансов и публичного управления о политике предоставления налоговых льгот являются:
- зафиксировать на законодательном уровне (в Налоговом кодексе) государственную политику по предоставлению льгот;
- оставить только правительству право законодательной инициативы по внедрению налоговых льгот;
- определить в Налоговом кодексе, что пакет сопроводительных документов к проектам о предоставлении налоговых льгот должен содержать подробную аргументацию и расчеты целесообразности их предоставления, потерь от льгот и ожидаемого социально-экономического эффекта от их внедрения;
- включить в справочников льгот Государственной налоговой службы и статистики Минфина информацию об объемах фактической поддержки субъектов хозяйствования из бюджета за счет скрытых налоговых льгот;
- обнародовать полную информацию о том, какие компании и в каком объеме являются бенефициарами налоговых льгот;
- регулярно осуществлять и обнародовать исследования влияния налоговых льгот на развитие отраслей, которым эти льготы были предоставлены.