Международную финансовую группу BNP Paribas и ее часть в Украине Ukrsibbank нельзя назвать типичными банковскими структурами. Здесь берут за основу получения прибыли любой ценой, с особым вниманием подходят к внедрению программ КСО, на практике применяют принципы устойчивого развития и очень внимательно относятся к выбору клиентов и партнеров. На первый взгляд можно предположить, что это снижает шансы группы выдержать жесткую конкуренцию в условиях кризисов, когда каждая операция на счету. Однако и Группа, и Ukrsibbank как ее составляющая, доказывают обратное, демонстрируя завидную устойчивость в периоды турбулентности в экономике и финансовой системе. Ukrsibbank является универсальным банком, который придерживается сбалансированной стратегии развития и в корпоративном сегменте банк является выбором более 1700 крупных международных и украинских компаний.

О том, как связать КСО и банковские услуги

BNP Paribas известна своим принципиальным подходом к КСО, который затрагивает многие аспекты работы Группы, среди прочих — и вопрос обслуживания клиентов и кредитования. В чем заключается такой подход в обслуживании клиентов? Почему банк решил, что с какими направлениями бизнеса он не будет работать?

Ukrsibbank — это часть большой международной финансовой группы BNP Paribas, также 40% акций принадлежат ЕБРР. Оба наши акционеры придерживаются очень ответственной политики в отношении деятельности компаний-клиентов, которые мы поддерживаем и финансируем. Мы всегда должны четко понимать, какие проекты мы финансируем, и как это влияет на общество в целом. Безусловно, банк является коммерческой организацией, однако наша деятельность не должна вступать в противоречие с интересами общества. Именно поэтому Группа приняла решение ограничить сотрудничество с рядом направлений, которые могут нести угрозу, окружающей среде, обществу и планете в целом. Мы уже долгое время не финансируем проекты, связанные с табачными компаниями. Также это касается производства элементов ядерной энергетики, химических удобрений, которые могут наносить вред окружающей среде, генерации электроэнергии с помощью угля.

Такая избирательность — это ваша самоцель, или стратегия все же предполагает конкретный результат, которого вы хотели бы достичь?

Банк, как и Группа имеет три основных приоритета. Первый — это создание положительного влияния нашей деятельности, операций и транзакций, которые мы осуществляем. Для этого, например, мы поддерживаем проекты энергоэффективности, реализующих наши клиенты. Второй приоритет — положительное влияние на окружающую среду. Мы делаем все возможное, чтобы снижать вредные выбросы углекислого газа в атмосферу, так мы вносим свой вклад в борьбу с изменением климата. Третий — это формирование культуры корпоративной социальной ответственности. Все наши решения рассматриваем в контексте позитивного влияния на общество и окружающую среду в целом. Это часть нашего бизнеса. Инвестиции в устойчивое развитие самого банка, наших клиентов и сотрудников требуют времени и усилий. Но мы не ожидаем краткосрочные результаты. Это очень важно, когда мы нацелены на устойчивый рост. Прежде всего банк стремится получить надежных клиентов и качественное, долгосрочное сотрудничество, партнеров, будут разделять с нами одни ценности и придерживаться высоких стандартов в своей деятельности.

Все-таки не удержусь от вопроса. Банк — это коммерческая структура, главной целью которой является получение прибыли. И как КСО, построена таким образом, соотносится с целью получения прибыли для акционеров?

Все дело в концепции устойчивого развития. Мы не считаем, что получение прибыли в краткосрочной перспективе является правильным решением, если это не наносит вреда окружающей среде. Нам также важна поддержка общества и положительное отношение к нам как к экономическому субъекта, а это невозможно без соблюдения требований, о которых мы уже говорили. Мы видим, что молодое поколение все более чувствительно к этим вопросам. Если поколение 40+ иногда не уделяет достаточного внимания этим проблемам, то молодые люди во всем мире и в Украине демонстрируют более ответственное поведение. Нам нужны сотрудники, которые поддерживают наши цели, а не просто заняты зарабатыванием денег. И это ни в коем случае не вступает в противоречие с коммерческой деятельностью. Более того, мы все чаще расцениваем КСО как конкурентное преимущество в отношении тех компаний, которые не выстраивают такую ​​политику. И в этом ключе мы ориентиром для многих компаний.
Мы приглашаем всех, кто разделяет наши принципы, к сотрудничеству.

О «зеленый» банкинг


Есть ли у банка стратегические цели и интересы в сфере green banking? Или наращиваете вы портфель «зеленых» кредитов?

На данный момент мы активно работаем над тем, чтобы создать в Украине инфраструктуру для подобных проектов. Недостаточно просто заявить о том, что какой-то проект имеет положительный влияние на экологию. Важно добиться ощутимых результатов. Идет ли речь об экономии энергии, или снижение вредных выбросов в атмосферу. Сейчас мы работаем в нескольких направлениях. Мы рассматриваем возможные преференции в финансировании таких проектов. При этом мы не хотим ограничивать себя только продуктами, связанными с финансированием. Главное, чтобы финансируемые проекты и наши продукты поступали положительный влияние на окружающую среду. Это внешняя сторона деятельности. Кроме того, на уровне банка наши сотрудники активно участвуют в различных «зеленых» инициативах — высадка деревьев в разных городах Украины, уборка мусора. Ukrsibbank финансирует и поддерживает различные учебные программы для следующего молодого поколения.

О финансирование аграриев


Одним из главных активов Украины является сельскохозяйственная земля, аграрный сектор остается ключевым направлением для многих банков. Планы Ukrsibbank в этом сегменте?

АПК Украины является одной из ведущих и ориентированной на экспорт отраслей экономики. Поэтому наш интерес к агробизнеса понятен. На уровне Группы и на уровне Ukrsibbank мы привлекаем мощную экспертизу в области работы с аграрными компаниями. Например, дочерний банк BNP Paribas в Польше является крупнейшим банком, представленным в аграрном секторе этой страны, с общим портфелем финансирования этой отрасли около 4 млрд евро. В Польше земельная реформа прошла уже давно, земля является основным обеспечением по кредитам банка, как за оборотными лимитами, так и инвестиционными. По инвестиционным кредитам, например, на покупку земли срок финансирования составляет до 20 лет. Однозначно, в Украине пока не приходится говорить о такой объем и сроки финансирования, однако здесь путь понятен — если мы будем двигаться в этом направлении, аппетит банков к такому финансирования будет расти.

Сегодня в Украине мы предоставляем нашим клиентам обратно кредиты с финансированием до 18 месяцев, включают: а) pre-crop (финансирование под угрозой урожая) и b) post-crop (финансирование запасов на складе до момента продажи). А также инвестиционные лимиты на срок до 5 лет на покупку техники, транспорта, строительство элеватора и тому подобное.

У нас уже около 10 лет разработаны хороший продуктовый ряд, который покрывает весь цикл агропроизводства, а также инвестиционные потребности компаний. Не многие банков в Украине имеют подобный подход, экспертизу и возможность. У нас в штате есть агроном, который регулярно выезжает на поля наших клиентов и готовит экспертную оценку и рекомендации. Это хорошо налаженный бизнес, который мы умеем делать и который планируем развивать в дальнейшем.

Кроме того, мы крупным игроком на валютном рынке с рыночной долей более 8%, что дает нам возможность предоставлять нашим клиентам очень хорошие условия при покупке и продаже валюты. Агробизнес прежде ориентирован на экспорт, поэтому это также важно для наших клиентов.

Если говорить о цифрах, то какова динамика портфеля кредитов аграриям по итогам первого полугодия 2020? На какие результаты ожидаете по итогам года?

Пандемия COVID-19 заставила многие компании приостановить капитальные инвестиции, и это в целом сказалось на кредитном портфеле. Особенно, если мы говорим о периоде апрель-май 2020 года. Однако сейчас экономика восстанавливается. Поэтому в первом полугодии мы сохранили свой портфель, хотя и не увидели того роста, на который рассчитывали в карантин. По тому, как проходит второе полугодие, можно сделать вывод, что по итогам года наш кредитный портфель вырастет на 10%.

На ком акцентируете внимание на крупные агрохолдинги или на малых фермерских хозяйствах?

На сегодня мы концентрируемся на работе с лидерами рынка. В корпоративном сегменте мы работаем с компаниями, которые имеют земельный банк от 20 тыс га. Если рассмотреть всю цепочку от производителей семян к зернотрейдеров, то эта доля компаний составляет в нашем кредитном портфеле около 50%. В то же время развиваем розницу для малого и среднего бизнеса. Мы с интересом наблюдали за голосованием по земельной реформе. Важно, что появится возможность использования земли в качестве залога по долгосрочным кредитам.

Как вы считаете, какие факторы позволят сделать кредиты аграриям более доступными?

Наши клиенты изначально имеют доступ к финансированию на лучших условиях, которые есть на рынке. Ukrsibbank, как часть международной финансовой группы, может привлекать ресурсы с наименьшими ставками. Стоимость нашего фондирования является самой низкой на рынке. Мы хороший запас ликвидности и способны поддерживать наших клиентов не только тогда, когда все хорошо, но и во времена кризисов. Кредитование в Украине стало намного доступнее для всех, и для АПК в частности. Снижение ставок, безусловно, является фактором, который снижает финансовую нагрузку на компанию. Важным фактором также является прозрачность заемщиков. Если мы говорим не о крупные агрохолдинги, а о небольших и средних производителей, где достаточно высокая доля наличных расчетов, то там наблюдаются проблемы с документами, с отчетностью и тому подобное. Для банка очень важно понимать, что он финансирует — структуру собственности заемщика, его финансовые потоки и т. Д. Повышение прозрачности, безусловно, улучшит кредитования АПК. И в этом направлении есть успехи.

Насколько эффективными себя показывают партнерские программы, в которых принимают участие банки, страховые компании, компании по производству удобрений, семян, СЗР? Имеет ли это направление перспективу?

Я думаю так. Мы с интересом смотрит на это направление. Как правило, у поставщиков и аграриев длительная история взаимоотношений. Разумеется, те же производители средств защиты растений хорошо понимают потребности, проблемы, возможности, потенциал и риски аграриев. И это дает им основания точнее оценивать возможность финансирования конкретных компаний, своих клиентов. Это позволяет получить хорошие результаты при сотрудничестве банка, поставщика и небольших агрохозяйств. Мы можем детально изучать ситуацию наших крупных заемщиков, но не можем это делать с большим количеством мелких производителей.

О влиянии карантину и поддержку бизнеса

Карантин внес свои коррективы в работу всех компаний. Он ускорил развитие онлайн-торговли, удаленных сервисов. На этом фоне заметно выделяется сотрудничество Ukrsibbank с Portmone и предложение банка с интернет-эквайринга. Расскажите подробнее об этих проекты.

E-commerce (Ecom), или электронная торговля — один из сегментов банковских сервисов стремительно развиваются. По оценкам экспертов, в Украине рынок Ecom растет на 15% ежегодно. Ожидаем, что по итогам 2020 оборот рынка E-commerce достигнет около 20 млрд гривен. Принимая во внимание этот тренд, а также потребности наших клиентов, мы запустили услугу интернет-эквайринга для клиентов СМБ и корпоративного бизнеса совместно с Portmone. Мы выбрали именно Portmone, поскольку их решение наиболее соответствует потребностям наших клиентов как с технической стороны, так и с точки зрения скорости и гибкости провайдера. Количество клиентов, подключаемых нами к услуге интернет-эквайринга, стремительно растет.

В 2020 году мы сделали особый акцент на развитие диджитал-каналов и автоматизацию процессов наших клиентов. Мы наблюдаем активный рост в использовании клиентами корпоративного бизнеса так называемых глобальных каналов (Connexis, SWIFTnet, EBICS) — международных интернет-банкинг-каналов, позволяющих центральным казначействам клиентов инициировать и согласовать платежи со счетов клиентов Ukrsibbank.

Также мы запустили и активно развиваем собственную обновленную интернет-банкинг-платформу Ukrsib business.

В 2021 году банк продолжит вектор на развитие диджитал-каналов и удаленных сервисов обслуживания клиентов.

Как вы считаете, как будут развиваться такие технологии, как NFC-кольца, браслеты, другие альтернативные способы оплаты, скажем, оплата лицом и т.д.?

Я сам является активным пользователем подобных инструментов и уверен, что эти направления будут развиваться, потому что за ними будущее. Ежегодно количество бесконтактных платежей растет, и Украина — в списке мировых стран-лидеров по бесконтактным платежам (около 85% всех платежей — бесконтактные). Очевидно, такой способ оплаты пришелся Украинская по душе, поэтому нововведения в сфере бесконтактных способов оплаты будут востребованы на нашем рынке.

По бизнес-клиентам сказался период локдауну? Какие программы применял Ukrsibbank, чтобы поддержать бизнес-клиентов в этот непростой момент?

Во время острой фазы карантина ситуация в различных отраслях очень отличалась. Например, аграрный сектор меньше других почувствовал последствия локдауну. Компании АПК продолжали работать, а спрос на их продукцию вырос. Относительно компаний, работающих в городах, то большинство из них были вынуждены пойти на карантин и сократить количество персонала в офисах. Начиная с марта-апреля, через неопределенности компании пытались создавать дополнительный запас ликвидности, и это привело к росту кредитного портфеля. По мере того, как ситуация прояснялась, ажиотаж сходил на нет.

Безусловно, мы видели, что многие компании, особенно связанных с розничной торговлей, туризмом, оказавшимся в трудной ситуации. Учитывая то, что мы очень тщательно относимся к выбору заемщиков и работаем с лидерами в своих отраслях, имеют достаточный запас прочности, мы практически не почувствовали влияние карантина с точки зрения качества кредитного портфеля. Как я уже упоминал, менее 1% наших заемщиков испытывали трудности, связанные с пандемией. Однако, в случае необходимости мы максимально шли навстречу нашим партнерам.

Много клиентов присылали просьбу о реструктуризации или кредитные каникулы?

Нет. Особенно в корпоративном сегменте у нас не было случаев дефолта, а количество клиентов, которые нуждаются в пересмотре графиков платежей по кредитам фактически можно сосчитать на пальцах одной руки.

Ukrsibbank одним из первых позволил своим иностранным клиентам открывать в Украине счета в гривне и валюте. Чем вызвано такое решение, которого ожидаете результата?

Когда НБУ разрешил нерезидентам открывать счета в Украине в гривне и валюте, мы сразу же занялись анализом этой возможности. Мы пришли к выводу, что для клиентов это может быть интересным решением. В кратчайшие сроки мы разработали соответствующий продукт и одними из первых банков в Украине запустили его.

Это решение дает нашим клиентам новые преимущества. Во-первых, это упрощение платежей в группе BNP Paribas и хеджирования валютных рисков. Юридические лица, зарегистрированные за рубежом, могут открывать текущие счета в нашем One Bank BNP Paribas, работающий в 71 стране мира, с Ukrsibbank включительно, и проводить экспортно-импортные операции, конвертировать валюту, получать выплаты по кредитам от компаний-резидентов и тому подобное.