Минфин планирует получить следующие дополнительные доходы:
- Рост поступлений от НДС на 5,50 млрд гривен.
- Налог на прибыл предприятий должен принести на 1,84 млрд гривен больше.
- Таможенные поступления от импорта должны повыситься на 2,24 млрд гривен.
- Налоги на доходы физических лиц поднимутся на 1,28 млрд гривен.
- Неналоговые поступления планируется увеличить на 12,04 млрд гривен.
Без изменений остались планы по объемам налоговых поступлений от легализации игорного бизнеса в сумме 7,50 млрд грн, но учитывая состояние этого рынка, столь масштабные поступления кажутся маловероятными. План по доходам от прибыли НБУ оставили без изменений на уровне в 33,00 млрд грн, хотя ранее ходили служи об его увеличении до 45,00 млрд. Впрочем, руководство НБУ не рассчитывает даже на эти показатели. В целом наиболее значимый рост поступлений ожидается по неналоговым статьям. Относительно других направлений Минфин, скорее всего, находится в «розовых очках». Кроме дополнительных поступлений правительство запланировало и сокращение расходов. Объемы затрат будут снижены по следующим статьям:
- 8,50 млрд гривен — на повышении пенсий, так как поднять минимальную зарплату планируется лишь к концу будущего года (ранее это намечалось на 1 января 2021 года).
- По этой же причине финансирование образования будет сокращено на 2,30 млрд гривен.
- Государственный фонд регионального развития недополучит порядка 4,90 млрд гривен.
Дефицит госбюджета таким образом снизился на 23,70 млрд гривен и составил 236,00 млрд. Впрочем, ряд расходных статей бюджета 2021 года получат дополнительное финансирование:
- Затраты на прокуратуру планируется увеличить на 2,00 млрд гривен.
- За 1,50 млрд гривен будет создана современная онкологическая клиника.
- Субвенции на социально-экономическое развитие регионам составят 6,00 млрд гривен.
- На развитие и реконструкцию аэропорта «Днепр» будет выделено 1,40 млрд гривен.
Принимая во внимание реальное состояние дел (особенно по части планов на рост доходов), госбюджет придется пересматривать уже к весне будущего года. Создается впечатление, что в подобном виде он был сведен только для положительной оценки МВФ в целях возобновления сотрудничества. Сейчас из-за «паузы» в отношениях с Фондом Украина недополучает порядка 3 млрд долларов США. Теперь необходимо, чтобы Верховная рада оперативно приняла госбюджет и дала возможность вести дальнейший диалог с международными финансовыми организациями.
Положительная новость пришла из Государственной службы статистики Украины о росте реальной заработной платы в октябре на 10,60% (с поправкой на инфляцию) относительно прошлого года.
Подобная динамика возможна благодаря низкой инфляции, что поддерживает частный спрос в экономике. Девальвация гривны компенсируется снижением импорта в текущем году: если бы не падение урожая зерновых, Украина могла бы достичь положительного сальдо торгового баланса. В то же время фиксируется рост задолженности по выплатам заработной планы за октябрь на 6,50%. За 10 месяцев текущего года долги по зарплате выросли на 10,69% к аналогичному периоду прошлого. Данный факт частично нивелирует положительный эффект от роста реальной заработной платы, поэтому повторное введение локдауна может иметь серьезные последствия для экономики Украины.