Источник:https://openbudget.gov.ua/?month=9&year=2020&budgetType=NATIONAL

Иными словами, ряд статей бюджета недофинансированы по причине отсутствия ресурсов. Всего бюджет получил доходов на 765,11 млрд гривен, а расходы запланированы в размере 843,25 млрд. Таким образом дефицит составляет порядка 78,14 млрд гривен. Исходя из текущей динамики, до конца года по расходам бюджет так и не будет выполнен.

Посмотрим на структуру доходов государственного бюджета.

Источник:https://openbudget.gov.ua/?month=9&year=2020&budgetType=NATIONAL

Большая часть приходится на налоговые поступления, где наибольший «удельный вес» (64%) имеют внутренние налоги на товары и услуги (акцизы и НДС). На втором месте идут налоги на прибыль предприятий и доходы физических лиц, которые существенно снизились из-за последствий пандемии COVID-19. Фактически «карантин выходного дня» напрямую влияет на поступления по данной статье, заметно сокращая налоговую базу. Национальный банк перечислил в бюджет прибыли на 42,72 млрд гривен.

А теперь взглянем, на что именно тратит государство заработанное и взятое в долг.

Источник:https://openbudget.gov.ua/?month=9&year=2020&budgetType=NATIONAL

В расходах наибольшее место занимают социальные статьи бюджета, которые составляют 234,81 млрд гривен. Более 65% от этой суммы составляют выплаты пенсий — 152,70 млрд. Данная сумма в 3 раза больше затрат на МВД и охрану границ. На обслуживание долга уходит порядка 98,38 млрд гривен. В итоге транш от МВФ в размере 1,5 млрд долларов США (около 42,16 млрд гривен) не покрывает даже текущего бюджетного дефицита. При этом НБУ перечислил в бюджет сопоставимую сумму средств. В данном случае речь идет больше об имидже Украины на международном долговом рынке и доверии инвесторов. Негативный эффект от отсутствия прогресса в сотрудничестве напрямую сказывается на финансовом рынке Украины — нерезиденты избавляются от ОВГЗ и скупают доллары США на межбанке.

Стоит еще раз отметить, что сам кредит не сможет существенно повлиять на исполнение бюджета. Поднять доходы без увеличения долговой нагрузки можно через количество налогов или расширение налогооблагаемой базы. Последнее возможно лишь при росте розничного рынка, доходов населения и прибыли бизнеса. По большому счету, текущий бюджет можно исполнить и без кредита от МВФ.