Бизнес закаляется во время кризисов при грамотном управлении. «Коммерческий Индустриальный Банк» за 27 лет существования на украинском рынке пережил не одни сложные времена, но всегда продолжал расти и развиваться. Нынешний кризис, вызванный пандемией COVID-19, не стал исключением. Банк успешно преодолел несколько месяцев турбулентности в экономике страны, вышел на высокий уровень прибыльности и продолжает динамично развиваться. О том, какую антикризисную стратегию выбрал банк, мы поговорили с Татьяной Владимировной.
«Кризисы цикличны, они приходят и уходят, а клиенты – высшая ценность. Единственный способ их сохранить – понять их проблемы и помочь с ними справиться»
– Татьяна Владимировна, не секрет, что пандемия и карантинные ограничения нанесли сильный удар по бизнесу, в том числе банковскому. Сократились кредитные портфели, их качество упало в результате снижения доходов Клиентов и тотального закрытия ряда бизнесов. В таких условиях многие банки, как правило, оптимизируют сеть отделений, приостанавливают активное кредитование и уменьшают расходы…
– Безусловно, кризис коснулся всех участников рынка. Банковский сектор ощутил на себе сильный удар. Из-за карантина закрылись многие предприятия, особенно в сфере услуг. Владельцы лишились дохода, люди потеряли рабочие места. Все это бумерангом коснулось банков, как розницу, так и корпоративный сектор. Без финансовой стабильности клиентам стало тяжело обслуживать кредиты. Произошел отток и по депозитным вкладам. Депозиты начали забирать досрочно, уменьшилось количество пролонгаций и объем расчетных операций. Ко всему этому стоит добавить и увеличение операционных расходов. Банки полностью или частично переходили на удаленную работу сотрудников и дистанционное обслуживание клиентов. Это требовало дополнительного программного обеспечения, организации транспорта для сотрудников, закупки антисептических средств… Список большой.
– Выполнение рекомендаций НБУ по кредитным каникулам и введение собственных программ лояльности для клиентов тоже сказались на прибыли?
– Разумеется, но оставить клиентов без поддержки в такой не простой период было бы неприемлемо. Еще в самом начале карантинных ограничений мы сделали ряд шагов навстречу клиентам АТ «КИБ», чтобы помочь им в сложных обстоятельствах и уменьшить нагрузку на их бизнес и бюджеты. Ведь кризисы приходят и уходят, а клиенты высшая ценность и единственный способ их сохранить – понять их проблемы и помочь с ними справиться.
Очевидно, что уменьшение кредитной нагрузки в период кризиса – это не просто помощь, а во многих случаях – это реальное спасение. Поэтому на период карантина с 1 марта по 30 апреля 2020 мы отказались от штрафных санкций и начисления повышенных процентных ставок на просроченную задолженность за невыполнение условий кредитных договоров. Также мы рассматриваем обращения о реструктуризации срочных кредитов на условиях, рекомендованных НБУ, и отсрочки в оплате основного долга по кредитным договорам.
— Как Банк отреагировал на угрозу коронавируса, вы закрывали отделения?
– Генри Киссинджер, описывая кризисные явления в экономике, как-то сказал: «В кризисной ситуации самый дерзкий курс часто бывает самым безопасным». Закрытие отделений не принесло бы пользы ни нам, ни нашим клиентам. Поэтому все отделения работали во время карантина, соблюдая санитарный режим и особый график обслуживания. Используя советы МОЗ Украины, мы ввели комплекс мер дополнительной защиты как клиентов, так и сотрудников, максимально минимизировав риски распространения вируса. Помещения банка несколько раз в день проходят специальную дезинфекцию и проветривание, а сотрудники работают в медицинских масках, перчатках и обеспечены антисептиками. В отделение Банка одновременно допускается не более пяти посетителей исключительно в средствах индивидуальной защиты – масках, с обеспечением безопасной социальной дистанции. Часть сотрудников переведены на дистанционную работу. Некоторые совещания проводятся в онлайн-режиме. Такое положение будет сохраняться до полной отмены карантина в Украине.
«В шоковых ситуациях крайне важно оперативно принимать сложные решения, а еще важнее их быстро имплементировать»
– Условия для работы не из простых. Как же удалось сохранить прибыльность банка и выйти в рост? Открытые рейтинги и отчетности «Коммерческого Индустриального Банка» показывают, что вы остаетесь стабильной и прибыльной организацией.
– «Успех — это способность появляться в нужном месте в нужное время». В шоковых ситуациях крайне важно оперативно принимать сложные решения, а еще важнее их быстро имплементировать. Если момент выбран неподходящий, решение неверное, то бизнес легко сорвется в неконтролируемое пике с крайне негативными последствиями. Нам удалось выбрать правильный момент для диверсификации рисков, сохранить контроль над ситуацией. Для этого была проделана объёмная робота как ТОП-менеджментом, так и всей командой АТ «КИБ». Во время «жесткого» карантина прибыль оказалась меньше прогнозируемой, но уже летом мы выровнялись и фактически вышли на «бескризисный» прогноз по прибыли.
– Как это выглядит в цифрах?
– За первое полугодие 2020 года, ключевые балансовые показатели демонстрировали прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Активы выросли на 52%, а собственный капитал на 10%. Объем средств физических лиц с начала года вырос на 21,8%. По итогам первого полугодия 2020-го нам удалось получить прибыль в объеме 8,1 млн гривен. Несмотря на кризис, это довольно хороший показатель. К примеру прибыль Банка по итогам первого полугодия 2019 года была на 29,5% меньше. Выросли все ключевые статьи доходов. Только комиссионные доходы показали прирост на 186,3% и составили 77,4 млн гривен.
– То есть, вы продолжили расти, несмотря на ситуацию?
– У нас выбрана стратегия роста и поставить этот процесс на паузу невозможно. В конечном итоге остается два варианта: либо постоянно расти, либо ужаться и остановиться. Останавливаться мы не намерены и сейчас активно развиваем как корпоративный бизнес, так и розничный. Выводим новые продукты. Из недавнего — «Детская» карта. Развиваем наш онлайн-банкинг CIB-ONLINE, запустили новый корпоративный сайт и интегрируем все каналы коммуникаций с клиентами, в процессе еще интересные проекты по e-commerce и активно развиваем международное сотрудничество за кредитными программами МСБ. В октябре открылось отделение-касса в Зимней Воде, это пригород Львов, до конца года в планах еще одно такое отделение в Одессе… Да, это затраты в кризисное время, но и это будущая прибыль.
– Что касается депозитной политики АТ «КИБ» …
– Управление депозитной ставкой достаточно тонкая работа, малейший перегиб – получаешь убытки. Мы держим конкурентные проценты по депозитам, которые дают людям возможность заработать, несмотря на общую тенденцию банков к снижению процентной ставки. Это стимулирует нас придерживаться взвешенной системы управления рисками и эффективной кредитной политики. Нам это удается, а Клиенты благодарны, советуют нас друзьям и лонгируют вклады и остаются с нами.