Бизнес закаляется при грамотном управлении особенно во время кризисов. «Коммерческий Индустриальный Банк» за 27 лет существования на украинском рынке пережил немало сложных времен, но продолжает расти и развиваться. Нынешний кризис, вызванный пандемией COVID-19, не стала исключением. Банк успешно преодолел несколько турбулентных месяцев в экономике страны, вышел на высокий уровень доходности и не утратил динамики. О том, какую антикризисную стратегию выбрал банк, мы поговорили с Татьяной Владимировной.

«Кризисы цикличны, они вспыхивают и угасают, а клиенты — высшая ценность. Единственный способ их сохранить — понять их проблемы и помочь с ними справиться »

— Татьяна Владимировна, не секрет, что пандемия и карантин нанесли сильный удар по бизнесу, в том числе банковском. Сократились кредитные портфели, их качество снизилось, что обусловлено снижением доходов клиентов или остановкой бизнеса. В таких условиях многие банки, как правило, оптимизируют сеть отделений, прекращают активное кредитование и уменьшают расходы ...

— Безусловно, кризис коснулся всех участников рынка. Банковский сектор испытал на себе сильный удар. Из-за карантина закрылись многие предприятия, особенно в сфере услуг. Владельцы потеряли доход, люди потеряли рабочие места. Все это бумерангом коснулось банков, как розничный, так и корпоративный бизнес. Без финансовой стабильности клиентам стало трудно обслуживать кредиты, начался отток депозитных вкладов, уменьшилось количество пролонгаций и объем расчетных операций. В частности, увеличились операционные расходы, а удаленная работа требовала дополнительного программного обеспечения, организации транспорта для сотрудников, закупки защитных и антисептических средств… Список велик.


— Выполнение рекомендаций НБУ по кредитным каникул и введение собственных программ лояльности для клиентов тоже сказались на прибыли?


— Да, но оставить клиентов без поддержки в самый неподходящий момент — неприемлемо. Еще в самом начале карантина мы сделали ряд шагов навстречу клиентам Банка, чтобы помочь им в сложных обстоятельствах и уменьшить нагрузку на их бизнес и бюджеты. Кризисы цикличны, они вспыхивают и угасают, а клиенты — высшая ценность. Единственный способ их сохранить — понять их проблемы и помочь с ними справиться.
Очевидно, что уменьшение кредитной нагрузки в период кризиса — это не просто помощь, а во многих случаях — это реальное спасение. Поэтому на период карантина с 1 марта по 30 апреля 2020 мы отказались от штрафных санкций и начисления повышенных процентных ставок на просроченную задолженность за невыполнение условий кредитных договоров. Также мы рассматриваем обращение о реструктуризации срочных кредитов на условиях, рекомендованных НБУ, и отсрочки в оплате основного долга по кредитным договорам.


— Как Банк отреагировал на угрозу коронавируса, или закрывали отделения?


— Генри Киссинджер описывая кризисные явления в экономике говорил: «В ситуации дерзкий курс чаще бывает безопасным». Закрытие отделений не принесло бы пользы ни нам, ни нашим клиентам. Поэтому все отделения работали во время карантина, соблюдая санитарного режима и особого графика обслуживания. Используя советы МЗ Украины, мы ввели ряд мер дополнительной защиты как клиентов, так и сотрудников, максимально минимизировав риски распространения вируса. Помещение банка несколько раз в день проходят специальную дезинфекцию и проветриваются, а сотрудники работают в медицинских масках, перчатках и обеспечены антисептиками. В отделение Банка одновременно допускается не более пяти посетителей исключительно в средствах индивидуальной защиты — масках, с обеспечением безопасной социальной дистанции. Часть сотрудников переведены на дистанционную работу. Некоторые совещания проводятся в онлайн-режиме. Такое положение будет действовать до полной отмены карантина в Украине.

«В шоковых ситуациях крайне важно оперативно принимать сложные решения, а еще сложнее их быстро имплементировать»


— Условия для работы не из простых. Как же удалось сохранить прибыльность банка и динамику роста? Открытые рейтинги и отчетность Коммерческого Индустриального Банка показывают, что вы сохраняете динамику и наращиваете прибыль.

— «Успех — это способность появляться в нужном месте в нужное время». В шоковых ситуациях крайне важно оперативно принимать сложные решения, а еще важнее их быстро имплементировать. Если момент выбран неподходящий, курс неверный, то бизнес может легко войти в неконтролируемое пике с крайне негативными последствиями. Нам удалось выбрать удачный момент для диверсификации рисков и сохранить контроль над ситуацией. Для этого была проведена объемная работа как ТОП-менеджментом, так и всей командой АО КИБ. Во время «жесткого» карантина прибыль оказалась меньше прогнозируемого, но уже летом мы фактически вышли на «бескризисный» уровень.

— Как это выглядит в цифрах?

— За первое полугодие 2020 ключевые балансовые показатели приросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Активы выросли на 52%, а собственный капитал увеличился на 10%. Объем средств физических лиц вырос на 21,8% с начала года. По итогам первого полугодия 2020 нам удалось получить прибыль в объеме 8100000 гривен. Несмотря на кризис, это достаточно хороший показатель. Например, прибыль Банка по итогам первого полугодия 2019 был на 29,5% меньше. Выросли все ключевые статьи доходов. Только комиссионные доходы показали прирост на 186,3% и составили 77400000 гривен с начала года.

— То есть вы продолжили расти, вопреки ситуации?

— Мы выбрали стратегию развития, поставить этот процесс на паузу невозможно. В конечном итоге имеем два варианта: либо постоянно расти, или остановиться. Останавливаться мы точно не собираемся, поэтому сейчас активно развиваем как корпоративный, так и розничный бизнес, наполняем функционалом наш онлайн-банкинг CIB-Online и внедряем новые продукты. С недавнего — «Детская» карта и депозит в золоте «Золотой запас». Недавно мы запустили новый корпоративный сайт и активно интегрируем все каналы коммуникаций с клиентами. Сейчас работаем над рядом интересных проектов по e-commerce и активно развиваем международное сотрудничество по кредитным программам для МСБ. Первым шагом стало подписание соглашения о сотрудничестве с польской компанией «Эксима Консалтинг». В октябре открылось отделение-касса в Зимней Воде, это пригород Львова, до конца года планируем еще одно такое отделение в Одессе… Да, это расходы в кризисное время, но это и будущую прибыль.

— По депозитной политики АО КИБ ...

— Управление депозитной ставкой достаточно тонкая работа, маленький перегиб — получаешь убытки. Мы держим конкурентные проценты по депозитам, давая людям возможность заработать несмотря на общую тенденцию банков к снижению процентной ставки. Это стимулирует нас придерживаться взвешенной системы управления рисками и эффективной кредитной политики. Нам это удается, а Клиенты благодарны, советуют нас друзьям, Лонгуэй вклады и остаются вместе с нами.