История создания
Прототипом «Запорожца» стал итальянский «Фиат-600». К его выпуску готовились почти два года, хотя эти сроки были рекордными. Сходство между двумя автомобилями наблюдается в дизайне кузова, конструкции подвески, трансмиссии и рулевого механизма. В отличие от «Фиата», двигатель «Запорожца» располагался сзади. Топливо «горбатенький» расходовал чуть более экономично — всего 4,5 литра на 100 км пробега.
«Горбатенький» мог «разогнаться» до 90 км/ч. Проходимость автомобиля повышало то, что двигатель был установлен сзади, а вот к тому, что двери открывались навстречу движению, нужно было привыкнуть.
Кроме того, он был практически единственным автомобилем для людей с ограниченными возможностями.
«Горбатые» автомобили со временем заменили «ушастые» (ЗАЗ-968) и «эмки» – модернизированный ЗАЗ-968М. Они были оснащены более мощным двигателем, чувствовали себя устойчивее на дорогах, имели габариты побольше и салон повместительнее.
Последний «Запорожец» сошел с конвейера 15 июня 1994 года.
6 фактов о самом маленьком авто
Самый доступный
«Запорожец» был в 2 раза дешевле «Жигулей» и в 3 раза дешевле «Волги».
«Горбатый» и «ушастый»
У «Запорожца» было много прозвищ. Каждая новая модель автомобиля имела свое прозвище — ЗАЗ-965 называли «горбатым», ЗАЗ-966 — «ушастым», ЗАЗ-968 — «мыльницей», а инвалидный ЗАЗ-965Б окрестили «инвалидкой».
Праворульный «Жужик»
Наряду с базовой моделью Запорожский автозавод выпускал модификацию 965С для перевозки почты с правым расположением руля, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья. Расположение руля с правой стороны упрощало процедуру изъятия писем: почтальон мог выходить прямо на тротуар, возле самого ящика.
Экспортная «Ялта»
Выпускал завод и экспортный, более комфортабельный вариант «горбатого» — ЗАЗ-965А «Ялта». Он отличался улучшенной шумоизоляцией, наружным зеркалом заднего вида, наличием пепельницы и радиоприёмника.
Опытная «Белка»
Прежде чем мир увидел первый «Запорожец», советские конструкторы создали пробную модель. Изначально народную малолитражку пытались создать на базе мотоциклетного двигателя. Так в 1955 году на свет появился НАМИ-50 «Белка». Было выпущено 5 автомобилей, но они так и остались опытными моделями, не пригодными для серийного производства.
Дочь «Запорожца»
В 1988 году на ЗАЗе началось производство хэтчбека ЗАЗ-1102 «Таврия». Этот автомобиль не имел ничего общего с «Запорожцем»: полностью изменен дизайн, мотор установлен спереди, вместо заднего привода — передний, вместо воздушного охлаждения — жидкостное.