Каким образом такую информацию обрабатывает Киевстар, как благодаря ей можно определить платежеспособность клиентов банков и МФО и даже находить мошенников, во время MFO SUMMIT рассказал руководитель проектов Big Data на корпоративном рынке компании Киевстар Максим Мацибора.
Кредитный скоринг
По словам Максима Мациборы, услугу кредитного скоринга клиентов финансовых учреждений Киевстар запустил еще в 2017 году. Эта модель строится на алгоритмах машинного обучения.
«Работает она следующим образом: когда к мобильному оператору обращается МФО, Киевстар просит предоставить данные 2 групп клиентов: первая группа — это хорошие заемщики, а вторая — плохие, которые не возвращают долги. Мы анализируем эти группы и обнаруживаем определенные закономерности в них, понимаем, что их объединяет и после этого строим скоринговую модель. Согласно этой модели каждому потенциальному заемщику мы можем поставить балл, указав, насколько он платежеспособен», — объяснил Мацибора.
Для построения такой скоринговой модели используется около 2,5 тыс. предикторов, то есть прогностических параметров. Все они используются в машинном обучении и компьютер их анализирует. Среди параметров много непонятных для большинства людей, но можно выделить основные.
Круг общения. Оператор понимает, с кем абонент общается, кто его семья и друзья.
Характер использования телеком-услуг. Благодаря этому параметру становится понятно, звонит ли человек за границу, или отправляет смс и т.п.
Характер передвижений. Для анализа этого параметра мобильный оператор научился выделять такие места как «рабочая зона», в которой лицо находится с утра до вечера; «домашняя зона», где абонент ночью; так же выделяется «зона выходного дня».
Использование интернет-трафика. Эти данные позволяют сформировать пул интересов и сегментировать профиль клиента.
Характеристика устройства. Оператор определяет, пользуется лицо смартфоном или обычным телефоном, какова его модель. Кроме этого, оператор проверяет установлены ли мессенджеры.
Срочно нужны деньги? Выбирай кредит с выгодными условиями в каталоге от «Минфина»
Срок «жизни» абонента. В этом аспекте Киевстар проверяет, сколько времени абонент находится в сети и когда он активировал сим-карту.
Характер потребления кредитных продуктов Киевстар. Оператор видит, как часто человек находится в отрицательном балансе, какой он, в какие дни месяца абонент использует кредитные средства и т.п.
Расходы на телеком-услуги. В этом параметре Киевстар определяет, сколько ежемесячно абонент тратит на связь и другие услуги оператора.
Как объясняет Мацибора, модель скоринга не является постоянной, Киевстар постоянно совершенствует ее, а при необходимости может построить уникальную модель в соответствии с потребностями заказчика.
В поиске мошенников
Кроме определения надежности заемщиков, Киевстар разрабатывает и ряд механизмов для борьбы с мошенниками, которые пытаются или оформить кредит или воспользоваться средствами других лиц. «Над этим направлением мы начали работать около года назад и в ближайшие месяцы планируем начать запуск этих продуктов», — рассказал Мацибора.
К запуску готовится целый ряд новых продуктов, которые стоит рассмотреть более подробно.
Check IMEI. Это возможность проверить по номеру, не менялся ли IMEI мобильного телефона. Иными словами, станет известно, использовал ли абонент эту же сим-карту в другом аппарате. Если сим-карта использовалась в целом ряде аппаратов — это сразу вызывает подозрение.
SIM count. Это подсчет количества уникальных сим-карт одного оператора, которые использовались в телефонном аппарате абонента. «Мы провели срез и определили, что нормально, когда абонент в течение 30 дней меняет сим карты одного оператора не более 2 раз», — отметил Мацибора.
Читайте также: 13 мошеннических схем, которые позволили украсть у украинцев 362 миллиона
Calls and SMS forwarding. Это проверка наличия переадресации по номеру телефона. В то же время, подчеркнул Мацибора, если установлена переадресация, Киевстар не раскрывает информацию, на какой именно номер переводятся звонки.
Sim lifetime. Оператор проверяет, активировалась ли сим-карта в течение последних 30 дней. «Мы узнаем, купило ли лицо сим-карту и с новым номером пришла, чтобы оформить кредит, или оно уже имеет определенную историю и долго пользуется номером», — отметил Мацибора.
Geolocation check. Этот сервис позволяет проверить, был ли абонент в определенной точке. Правда, здесь установлено достаточно большое ограничение радиуса — 20 км. То есть если клиент захочет проверить, было ли когда-либо лицо в точке А, Киевстар сможет сообщить только, был ли этот человек в радиусе до 20 км от этой точки. «Эти ограничения установлены для того, чтобы максимально снизить риски персонализировать абонента», — объяснил Мацибора. В то же время, если лицо скажет, что живет в Киеве, а фактически в нем не бывает, — это можно будет легко обнаружить.
Roaming check. Благодаря этой услуге можно узнать, находится ли лицо за рубежом. Правда, Киевстар не будет раскрывать информацию, в какой именно стране. «Эта функция может использоваться, если кто-то снимает деньги за рубежом и есть подозрение, что это мошенническая схема. Тогда банк может узнать, действительно ли клиент находится за пределами Украины», — объяснил представитель Киевстара. В то же время, предупреждает Мацибора, следует учитывать, что за рубежом абонент мог выключить телефон, либо не регистрироваться в роуминге. Поэтому однозначного ответа оператор дать не сможет.
Jails. Это проверка, находится ли абонент в местах лишения свободы. Получив запрос, Киевстар даст ответ с процентной вероятностью того, что лицо действительно осуждено. «Мы не можем однозначно сказать, что это действительно так, поскольку оно может работать в тюрьме или жить рядом с ней», — отметил Мацибора.
Читайте также: Иностранные финкомпании определяют надежность заемщиков по данным из соцсетей
По словам Мациборы, эти продукты еще не выпущены на рынок, но уже через несколько месяцев клиенты смогут ими воспользоваться.