Что напланировали в министерстве на следующий год, на своей странице в фейсбук рассказали эксперты проекта «Ціна держави». «Минфин» публикует ключевые тезисы статьи.
Готовимся к инфляции
При расчете бюджета правительство заложило рост ВВП на 4,6%, инфляцию в размере 7,3% и курс — 29,1 грн/$. Рост ВВП может показаться оптимистичным, однако вполне достижимым, при условии проведения основательных реформ или благоприятных внешних обстоятельств. Впрочем, вторая (или уже третья) волна пандемии и возможные карантинные мероприятия в 2021 могут существенно скорректировать этот оптимизм.
Читайте также: Инфляция в следующем году вырастет до 6,5% — ICU
Больше вопросов вызывает размер запланированной инфляции, ведь сейчас у нас очень скромные ее показатели — 2,5% в августе в годовом измерении. Очевидно правительство рассчитывает на своеобразный «инфляционный скачок», который будет способствовать выполнению доходной части бюджета. Насколько такие намерения коррелируются с позицией НБУ остается пока открытым вопросом.
Жизнь в долг
Одна из ключевых особенностей проекта бюджета — огромный размер дефицита — 270 млрд грн, или 6% от ВВП. Правительство планирует его покрывать за счет внутренних и внешних займов. Из-за погашения дефицита будем иметь рост государственного долга. Поэтому планы снизить соотношение госдолга к ВВП на 3,4 п.п. в 2021 году выглядят слишком оптимистичными.
Ситуацию осложняет небезоблачное сотрудничество с МВФ. А без поддержки МВФ, который является своеобразным бенчмарком, который показывает насколько можно доверять стране, значительно усложнится доступ к финансированию от других институциональных инвесторов. Впрочем, пандемия внесла коррективы в сотрудничество с МВФ, который стал более лояльным к промахам.
Доходная часть бюджета составляет 1071,1 млрд грн — это на 9,4% больше, чем в пересмотренном бюджете на этот год. Основной «локомотив» роста доходной части — налоговые поступления. При этом никаких налоговых реформ не планируется. Откуда рост? При анализе доходной части проекта бюджета следует выделить рост доходов от двух налогов — НДФЛ и внутреннего НДС.
По словам министра Марченко, основной прирост доходной части должен быть за счет более эффективного администрирования НДС и борьбы с «тенью». Правительство еще в этом году анонсировало активную борьбу со «скрутками» и другими незаконными способами оптимизации уплаты НДС. Пока это привело к падению объемов возмещения НДС и увеличило жалобы экспортеров. Секретом роста НДФЛ является запланированное увеличение минимальной заработной платы.
Читайте также: В госбюджет поступило более 1,1 миллиарда от приватизации гостиницы «Днепр»
На практике же, росту налоговых поступлений будет способствовать высокий уровень инфляции на более низкий курс гривны.
Давление на бизнес вырастет
Правительство обещало не увеличивать налоговое давление на бизнес, но исторически так сложилось, что наш бюджет наполняет не бизнес, а простые налогоплательщики.
Поэтому увеличение минимальной заработной платы негативно отразится на МСБ — ФОПы будут платить больше. Поэтому мы не исключаем возможности роста тенизации экономики. Хотя правительство планирует обратное.
Читайте также: Как новая политика ФРС может облегчить Украине доступ к кредитам
А вот неналоговые поступления в 2021 году сократятся — правительство не рассчитывает на приятные особенности бюджета 2020 года, когда НБУ и госпредприятия сделали значительное влияние в доходную часть бюджета. В результате правительство ожидает меньшие поступления от НБУ (33,0 млрд грн в 2021 году против 42,7 млрд в 2020 году) и существенно меньшие поступления за счет чистой прибыли госпредприятий.
Правительство не смогло удержаться от использования уже традиционного «козыря», которым, однако, все никак не удается воспользоваться. Речь о запланированных доходах от приватизации. Ожидается, что приватизация принесет 6 млрд грн. Это чуть больше, чем в первом варианте бюджета на 2020 год (было 5 млрд). Учитывая печальный опыт проведения запланированной приватизации, начиная с 2014 года, возникают сомнения относительно способности правительства выполнить эти планы в 2021 году.
Социальные приоритеты
Расходная часть государственного бюджета согласно предложенному правительством проекту бюджета должна вырасти на 5% до 1,35 трлн грн, по сравнению с бюджетом-2020. Ожидается, что расходы сводного бюджета вырастут на 4%, почти до 1,7 трлн грн.
В расходной части бюджета правительство планирует предоставить больший приоритет сфере образования и медицины. В частности, согласно предварительным данным, расходы сводного бюджета на образование должны увеличиться на 34 млрд грн (+ 12%), а медицины — на 27,5 млрд грн (или же почти на 17%). Отдельного фонда для борьбы с covid-19 не предусмотрено, правительство планирует разбрасывать расходы на борьбу с пандемией по отдельным министерствам.
Читайте также: Зачем Марченко увеличил госдолг на 320 миллионов долларов
Увеличение доходов ожидается у всех работников бюджетной сферы. Это произойдет, прежде всего, из-за роста минимальной зарплаты с 5 до 6 тыс. грн с 1 января 2021 года, и до 6,5 тыс. грн с 1 июля 2021 года. Также правительство запланировало увеличить на 30% І разряд единой тарифной сетки, который является определяющим пропорциональным параметром для расчета окладов в бюджетной сфере. Кроме того, правительство анонсировало отдельные «точечные» группы получающих увеличенную поддержку: пенсионеры 75+ и силовики.
Экономическая поддержка
В проекте бюджета предусмотрен умеренный рост поддержки реального сектора объемом в 217,3 млрд грн из сводного бюджета (+ 4% относительно к нынешнему бюджету). Однако эти цифры несколько обманчивы, поскольку не включают все ресурсы правительства. Так, бюджетные расходы сводного бюджета в следующем году на дорожное хозяйство будут сокращены со 135 до 99 млрд грн. Зато большие ресурсы отрасль получит за счет скрытых бюджетных расходов — государственных гарантий, которые должны вырасти с 19,3 млрд грн до 70,9 млрд грн.
Читайте также: Что будет с экономикой Украины до конца года
Кроме того, повышенную поддержку в 15,6 млрд грн из госбюджета получат сельскохозяйственные производители (это на 1,7 млрд грн больше, чем сейчас). Нетипичной является поддержка из госбюджета железнодорожного транспорта в 4,5 млрд грн на закупку вагонов. Остается поддержка угольной отрасли в 4 млрд грн.