По словам Лобайчук, Нацбанк параллельно работает в двух направлениях по защите прав потребителей.
Обработка обращений и жалоб
Первое направление — это работа с обращениями граждан. Их рассмотрением и реагированием занимается Управление защиты потребителей финансовых услуг НБУ.
Благодаря жалобам, которые поступают от клиентов банков, регулятор ежедневно отслеживает оперативную качественную информацию о том, что происходит на рынке. Если зафиксировано нарушение, Нацбанк применяет меры воздействия в виде штрафов.
Читайте также: Как не переплачивать по «беспроцентному» кредиту — совет от НБУ
Проведение надзора
Вторая параллельная функция регулятора — это наблюдение. Оно как раз охватывает мониторинг сайтов и рекламы, требования к которым начали действовать с 1 сентября 2020 года.
По словам Лобайчук, такой надзор регулятор имеет возможность абсолютно спокойно делать безвыездным методом. Конечно, в рамках графика и по крупнейшим розничным банкам.
Какие методы воздействия применяет НБУ
Если регулятор видит, что после его писем — или по обращениям потребителей, или по результатам мониторинга сайтов и рекламы — банки не устраняют нарушения или устраняют только по тем людям, которые жаловались, он формирует матрицу. Она показывает, насколько проблемным, с точки зрения рисков в защите прав потребителей, является банк.
После этого совместно с банковским надзором, во время выездных проверок, банк рискует получить значительно более существенные штрафные санкции, чем после одного обращения.
Читайте также: Банки должны установить на своих сайтах калькулятор для расчета кредитных платежей — НБУ
Размеры штрафов
По словам Лобайчук, штраф по одному обращению за нераскрытие информации сейчас достаточно небольшой — от 5 до 10 тысяч гривен. За нераскрытие ставки по кредиту банк будет вынужден уплатить в 15 тысяч гривен за один случай.
«Конечно, для банка это небольшие суммы. Однако, если банк систематически платит незначительные суммы и ничего не меняет, — рискует получить большой штраф», — отметила начальник управления НБУ по защите прав потребителей финуслуг.
Напомним
- С 1 сентября 2020 заработали требования Нацбанка к раскрытию банками информации об услугах в рекламе и на сайтах.
- Главное изменение — на сайтах банков и в рекламе должна появиться достоверная, правдивая, актуальная и достаточная по объему информация о депозитах и кредитах, их стоимости, условиях и рисках, которая не будет вводить клиентов в заблуждение.