Некоторые считают принятие этого налога несвоевременным, опасаясь, что это уменьшит поступления в бюджет. Другие уверенны в обратном: НнВК – это реинвестирование в развитие украинского бизнеса, толчок для восстановления и усиления его деловой и инвестиционной деятельности.

О целесообразности такого коренного изменения системы налогообложения и как НнВК может помочь бизнесу, в колонке для «Минфина» рассказал член Украинской рады бизнеса, основатель SMK group Денис Парамонов.

Почему инвесторам не нравится Украина

Коронавирус сильно ударил по украинскому бизнесу. К обилию исторических проблем, которые мы имели и раньше, добавились огромные потери из-за карантинных ограничений. Поэтому, с одной стороны, нужно в буквальном смысле спасать украинский бизнес, с другой — повышать инвестиционную привлекательность Украины. Причем не только для внешних, но и для внутренних инвесторов.

Почему инвесторы не выстраиваются в очередь, чтобы вложить деньги в Украину? Причин несколько.

Во-первых, у нас до сих пор сохраняются высокие риски и низкая доходность ведения бизнеса в Украине. Ни один бизнесмен не захочет иметь дело с Украиной, где нет прозрачных правил игры, где не соблюдаются обязательства. Где из-за политической и экономической турбулентности постоянно меняется законодательство, и невозможно просчитать экономическую целесообразность, сформировать бизнес-планы хотя бы на несколько лет вперед, не говоря уже о долгосрочной перспективе.

Читайте также: Минфин готовит налоговые стимулы для экономики

Во-вторых, у нас до сих пор процветает рейдерство, причем часто «отжим» предприятий осуществляется под ширмой закона. Не секрет, что для Украины привычным стало такое явление, как «черные регистраторы», которые могут переписать любое предприятие на посторонних лиц. И настоящий владелец компании не может ничего доказать, потому что сталкивается с еще одной украинской бедой — несовершенством судебной системы. Несмотря на все обещания властей провести судебную реформу, у нас до сих пор собственность предпринимателя — как физическая, так и интеллектуальная — не защищена, а принцип верховенства права существует только в теории.

Ну и, наконец, еще одна наша традиционная проблема — огромное количество регуляторных учреждений и органов по проверке, вместо того, чтобы выполнять функции сервиса и помогать бизнесу, оказывают ему препятствия.

Читайте также: Мир снижает налоги, чтобы защититься от кризиса. А что делает Украина

Прежде всего, речь идет о налоговиках. Наше налоговое законодательство — и прежде всего налог на прибыль — выписаны так, что представитель налоговой службы уполномочен требовать от предпринимателя документы, доказывающие, что расходы предприятия были настоящими, а не занижающими прибыль и соответственно налог на него. В конце концов, это превращается в шантаж предпринимателя остановкой его деятельности, пока он не оплатит определенную сумму в бюджет (для выполнения плана налоговой) или в карман налогового инспектора.

Простое решение сложных проблем

Как можно это устранить? Нужно сделать два шага.

  1. Лишить налоговую права проверок путем остановки бизнеса. Превратить ДПС с карательно-репрессивной в сервисную службу. Зато создать не силовой, а аналитический центр — Бюро финансовых расследований – который бы за счет аналитики, данных из различных реестров высчитывал злоупотребления или ошибки в уплате налогов.
  2. Заменить дискреционный (то есть, перекладывает на налоговика право решать) налог на прибыль налогом на выведеный капитал. Когда облагается только та часть прибыли, которая выводится из бизнеса на собственные нужды предпринимателя.

Читайте также: Красный свет для расширения льгот «упрощенцам» и снижения пенсионного возраста

Украинская рада бизнеса настаивает много лет на том, что надо уменьшить давление на бизнес, в том числе, налоговое. Я понимаю предостережения тех, кто считает принятие этого налога несвоевременным, ведь это якобы уменьшит поступления в бюджет. Однако опыт других стран доказывает обратное. Есть успешный пример Грузии, где после введения НнВК в течение двух лет наблюдалось незначительное падение ВВП, а затем начался стремительный рост — + 2,9% в 2015 и + 4,8% в 2017-м. Просто в этой стране никто не рассматривал введение этого налога с точки зрения недополучения бюджетных средств. А смотрели на это как на инвестирование средств в развитие грузинского бизнеса.

Украинским чиновникам также нужно пересматривать философию налогообложения. В самом Минфине признают, что только 10% украинских компаний платят налог на прибыль, все остальные пытаются уклониться от него путем «оптимизации». Так кого мы обманываем, когда держимся за этот «бюджетообразующий» налог? На самом деле, введение налога на выведенный капитал не приведет к бюджетным потерям. Это реинвестирование в развитие украинского бизнеса, толчок для восстановления и усиления его деловой и инвестиционной деятельности. И поддержка нашим предпринимателям сегодня нужна как никогда.

Лед тронулся

Меня радует, что к нашему мнению прислушался президент Украины Владимир Зеленский, который «дал добро» на принятие соответствующего закона, добавив, что это надо делать «быстро, решительно и без половинчатых мер».

В Верховной Раде тоже публично заявляют о скором принятие соответствующего законопроекта. По словам председателя парламентского комитета по вопросам экономического развития Дмитрия Наталухи, уже к концу года должен быть принят соответствующий закон, а внедрение самого НнВК планируется со следующего года, что принесет значительное облегчение бизнесу.

Очень рассчитываю на серьезность намерений властной команды. Ведь внедрение нового налога — это игра вдолгую, направленная на всестороннюю поддержку украинского бизнеса. Положительные последствия его проявятся не так быстро, но будут стабильными и поспособствуют устойчивому развитию экономики и росту ВВП.