Почему у контролирующих органов появится такое право, и как действовать налогоплательщикам, в колонке для «Минфина» рассказал ведущий адвокат практики налогового права АО Moris Group Артем Устюгов.
Что произошло
Согласно Закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон) предельный доход был увеличен:
- для первой группы ФОП – до 1 млн грн в год,
- для второй группы ФОП – до 5 млн грн,
- для третьей группы ФОП – до 7 млн грн в год.
После вступления в силу закона 2 апреля 2020 года, Государственная налоговая служба в своем Информационном письме №9 от 8 апреля 2020 года и на Общедоступном информационно-справочном ресурсе (ОИР) сообщила, что новые предельные размеры доходов плательщиков единого налога применяются со 2 апреля 2020 года.
Читайте также: Как открыть или закрыть ФОП онлайн за 10 минут на государственном портале «Дія»
В чем проблема
Подпункт 4.1.9 Налогового кодекса описывает один из основных принципов налогового законодательства – принцип стабильности. Он означает, что изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться на протяжении бюджетного года.
Таким образом, Налоговый кодекс изначально разграничивает моменты вступления в силу законов (других решений), которыми изменялись любые элементы налогов и сборов, от момента применения новых правил и ставок налогов и сборов.
В контексте упрощенной системы налогообложения предельный размер дохода является одной из характеристик плательщика единого налога. Поэтому он относится к элементам налога, которые указаны в ст. 7 Налогового кодекса.
А значит, даже вступление в силу закона 2 апреля 2020 года не является основанием для применения его норм в части увеличения лимитов дохода плательщиков единого налога до начала следующего бюджетного периода, то есть до 2021 г.
Данная позиция применения норм, которые изменяют элементы налогов и сборов, поддерживается большинством судей Верховного Суда (в частности по делам №825/1279/17, №808/803/16).
Письмо налоговой – не аргумент
Вернемся к информационному письму №9 ГНС. Вопрос в том, поможет ли оно плательщикам налогов защититься от претензий контролирующих органов, если их позиция по вопросу лимитов по годовому объему доходов изменится.
Пункты 293.4 и 293.8 Налогового кодекса отмечают, что в случае превышения объема дохода, ставка единого налога к сумме превышения для физических лиц-предпринимателей устанавливается в размере 15%, а для юридических лиц в размере 6% с уплатой НДС и в размере 10% без уплаты НДС.
Кроме того, в соответствии с п. 293.8 плательщики единого налога, доход которых превысил предельные размере, предусмотренные налоговым законодательством, должны или перейти в следующую группу плательщиков единого налога, а в случае плательщиков 3 группы единого налога отказаться от применения упрощенной системы налогообложения.
Положение ст. 293 нельзя расценивать, как ответственность плательщика единого налога. Поскольку законодатель не усматривает в факте превышения лимитов дохода «упрощенца» — нарушение требований налогового законодательства, а лишь предусматривает иной порядок налогообложения плательщиков, которые превысили такие лимиты.
Что касается Информационного письма №9 ГНС Украины, то оно не является нормативно-правовым актом индивидуального действия, который позволит налогоплательщику уберечься от каких-либо претензий со стороны контролирующих органов. Ведь Налоговым кодексом не предусмотрено каких-либо последствий для плательщика в случае совершения действий в соответствии с такими разъяснениями, и такое «разъяснение» в любой момент может быть отозвано Государственной налоговой службой.
Читайте также: Кредиты малому бизнесу. Кабмин поддержал предоставление частичных госгарантий на портфельной основе
Как себя обезопасить
В настоящее время даже индивидуальная налоговая консультация ГНС не является залогом того, что налогоплательщика не привлекут к ответственности в случае, если он действовал в соответствии с ней.
В частности, 23 мая 2020 г. вступил в силу Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по усовершенствованию администрирования налогов, устранению технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве». Ним из Налогового кодекса исключена норма, которая запрещала привлечение к ответственности налогоплательщиков, которые действовали согласно индивидуальной или обобщающей налоговой консультации.
Таким образом, в сегодняшних реалиях налоговые консультации, даже индивидуальные, не уберегут налогоплательщиков от возможности привлечения их к ответственности за нарушение налогового законодательства, в случае изменения позиции контролирующего органа. Даже при условии, когда при совершении операций налоговики были на стороне предприятия.
Поэтому советуем плательщикам единого налога в 2020 году не превышать годовой лимит дохода, который был установленный Налоговым кодексом до 2 апреля 2020 года.