В Украине, как и в мире, самым популярным методом мошенничества с платежными картами является социальная инженерия — это когда люди сами переводят деньги аферистам или раскрывают им данные своих карт. Вызов для центральных банков всех стран в период карантина и массового перехода в онлайн — обезопасить людей от таких случаев.
«Если раньше мы боролись с накладками на банкоматы, через которые мошенники похищали данные карт, — то сейчас мы боремся за осведомленность населения, ведь в основном люди становятся жертвами мошенников из-за несоблюдения основных правил платежной безопасности», — отмечает директор Департамента платежных систем и инновационного развития Национального банка Алексей Шабан. По его словам, в прошлом году в Украине произошло почти 72000 случаев незаконных действий с платежными картами. 58% из них произошли в интернете. А вот мошенничество с накладками на банкоматы уже почти отошло в прошлое.
В 2020 году через карантинные мероприятия украинцы все чаще стали выбирать безналичные платежи, расчеты и покупки онлайн. Появились и новые сценарии у мошенников, которые под видом государственных органов обещают денежное пособие из-за карантина и таким образом выманивают данные платежных карт.
«Впервые в истории Украины Национальный банк организует такую масштабную информационную кампанию по противодействию с платежным мошенничеством, которую поддерживает широкий круг единомышленников. К кампании изъявили желание присоединиться более 50 партнеров-представителей социально ответственного бизнеса различных отраслей. Совместными усилиями Национального банка, киберполиции, банков, платежных систем, мобильных операторов, интернет-магазинов мы проведем беспрецедентную информационную кампанию дадим отпор мошенникам, — говорит директор Департамента коммуникаций Национального банка Наталия Бондаренко, — Рассказывать о правилах платежной безопасности мы будем на телевидении и в радиоэфирах, в газетах и на информационных порталах, в мессенджерах и через SMS, в метро, на вокзалах и даже в платежках за электроэнергию. Мы стараемся использовать все возможные каналы коммуникаций, чтобы достучаться до аудитории и обезопасить граждан от преступных действий мошенников, и очень благодарны партнерам, которые поддержали проект и вместе с нами работают в направлении развития финансовой осведомленности населения».
Информационная кампания будет проходить в июле-августе 2020 году в всех регионах Украины.
Подробнее о кампании можно прочитать здесь.
Справка:
Генеральные партнеры: Киберполиция, Украинская межбанковская ассоциация членов платежных систем «ЕМА», MasterCard, Visa, Простір, Приватбанк, Райффайзен Банк Аваль, Ощадбанк, Альфа-Банк, Киевский метрополитен, Киевстар, Vodafone Украина, Lifecell Украина, OLX Украина, Prom.ua, Viber, поставщик электроэнергии и энергоэффективных решений YASNO.
Информационные партнеры: Укрэксимбанк, Укргазбанк, ПУМБ, Сбербанк, Укрсиббанк, ОТП Банк, Креди Агриколь Банк, Банк Пивденный, Универсалбанк, Таскомбанк, Кредобанк, Кредит Днепр Банк, Восток Банк, Мегабанк, А-Банк, Идея Банк, МТБ Банк, Банк инвестиций и сбережений, Индустриалбанк, Альянс Банк, Глобус Банк, банк «Львов», Пиреус Банк, МКБ, Аккордбанк, Форвард Банк, Радабанк, Кристалбанк, Конкорд Банк, Коммерческий Индустриальный Банк, Агропросперис, Мотор-Банк, Укрстройинвестбанк, Айбокс Банк, РВС Банк, Украинский капитал, Юнекс Банк, Поликомбанк, Украинский банк реконструкции и развития, Траст-капитал.