В Украине, как и в мире, самым популярным методом мошенничества с платежными картами является социальная инженерия — это когда люди сами переводят деньги аферистам или раскрывают им данные своих карточек. Вызов для центральных банков всех стран в период карантина и массового перехода в онлайн — обезопасить людей от таких случаев.
«Если раньше мы боролись с накладками на банкоматы, через которые мошенники похищали данные карточек, — то сейчас мы боремся за осведомленность населения, ведь в основном люди становятся жертвами мошенников из-за несоблюдения основных правил платежной безопасности», — отмечает директор Департамента платежных систем и инновационного развития Национального банка Алексей Шабан.
По его словам, в прошлом году в Украине произошло почти 72 тысячи случаев незаконных действий с платежными картами. 58% из них произошли в интернете. А вот мошенничество с накладками на банкоматы уже почти отошло в прошлое.
В 2020 году из-за карантинных мероприятий украинцы все чаще стали выбирать безналичные платежи, расчеты и покупки онлайн. Появились и новые сценарии у мошенников, которые под видом государственных органов обещают денежную помощь из-за карантина и таким образом выманивают данные платежных карт.
«Впервые в истории Украины Национальный банк организует такую масштабную информационную кампанию противодействия платежному мошенничеству, которую поддерживает широкий круг единомышленников. К кампании изъявили желание вступить более 50 партнеров-представителей социально ответственного бизнеса самых разных отраслей. Совместными усилиями Национального банка, Киберполиции, банков, платежных систем, мобильных операторов, интернет-магазинов мы проведем беспрецедентную информационную кампанию дадим отпор мошенникам, — говорит директор Департамента коммуникаций Национального банка Наталья Бондаренко, — Рассказывать о правила платежной безопасности мы будем на телевидении и в радиоэфирах, в газетах и на информационных порталах, в мессенджерах и по SMS, в метро, на вокзалах и даже в платежках за электроэнергию. Мы стараемся использовать все возможные каналы коммуникаций, чтобы достучаться до аудитории и обезопасить граждан от преступных действий мошенников, и очень благодарны партнерам, которые поддержали проект и вместе с нами работают в направлении развития финансовой осведомленности населения».
«Бурное развитие онлайн-операций, ускорился в связи с ситуацией с коронавирусом, увы, не остался без внимания различных мошенников. Наилучшее противодействие платежному мошенничеству — повышение осведомленности людей о правила платежной безопасности. Мы рады присоединиться к масштабной информационной кампании по противодействию мошенничеству и спасибо Национальному банку Украины за такую возможность», — говорит исполнительный директор направления розничного и электронного бизнеса Кредобанка Александр Овчарук.