В Украине, как и в мире, самым популярным методом мошенничества с платежными картами является социальная инженерия – это когда люди сами переводят деньги аферистам или раскрывают им данные своих карточек. Вызов для центральных банков всех стран в период карантина и массового перехода в онлайн – обезопасить людей от таких случаев.
«Если раньше мы боролись с накладками на банкоматы, через которые мошенники похищали данные карточек, – то сейчас мы боремся за осведомленность населения, ведь в основном люди становятся жертвами мошенников из-за несоблюдения основных правил платежной безопасности», – отмечает директор Департамента платежных систем и инновационного развития Национального банка Алексей Шабан. По его словам, в прошлом году в Украине произошло почти 72 тысячи случаев незаконных действий с платежными картами. 58% из них произошли в интернете. А вот мошенничество с накладками на банкоматы уже почти отошло в прошлое.
В 2020 году из-за карантинных мероприятий украинцы все чаще стали выбирать безналичные платежи, расчеты и покупки онлайн. Появились и новые сценарии у мошенников, которые под видом государственных органов обещают денежную помощь из-за карантина и таким образом выманивают данные платежных карт.
«Впервые в истории Украины Национальный банк организует такую масштабную информационную кампанию противодействия платежному мошенничеству, которую поддерживает широкий круг единомышленников. К кампании изъявили желание вступить более 50 партнеров-представителей социально ответственного бизнеса самых разных отраслей. Совместными усилиями Национального банка, Киберполиции, банков, платежных систем, мобильных операторов, интернет-магазинов мы проведем беспрецедентную информационную кампанию дадим отпор мошенникам, – говорит директор Департамента коммуникаций Национального банка Наталья Бондаренко, – Рассказывать о правила платежной безопасности мы будем на телевидении и в радиоэфирах, в газетах и на информационных порталах, в мессенджерах и по SMS, в метро, на вокзалах и даже в платежках за электроэнергию. Мы стараемся использовать все возможные каналы коммуникаций, чтобы достучаться до аудитории и обезопасить граждан от преступных действий мошенников, и очень благодарны партнерам, которые поддержали проект и вместе с нами работают в направлении развития финансовой осведомленности населения».
«Рост количества случаев платежного мошенничества, требует комплексного решения вопроса безопасности платежей. Этот вопрос необходимо рассматривать не только с точки зрения банковских механизмов защиты, но и клиентского опыта, ведь одной из весомых причин успешной реализации мошеннических схем остается низкий уровень осведомленности клиентов относительно правил платежной безопасности. Сегодня банковский сектор, бизнес и киберполиция объединяют свои усилия, чтобы преодолеть мошенников и научить клиентов основным принципам безопасности осуществления платежей и переводов. И, безусловно, Таскомбанк, как один из системных банков страны, присоединился к этому проекту, — отметил Артур Муравицкий, Заместитель Председателя Правления Таскомбанка. — В течение нескольких месяцев, мы будем рассказывать клиентам как распознать афериста и какую информацию ни в коем случае нельзя раскрывать. Убежден, что вместе мы достигнем положительных результатов в борьбе за безопасные расчеты за спокойствие клиентов».
Информационная кампания будет проходить в июле-августе 2020 года во всех регионах Украины.