Нацбанк уже внес все необходимые изменения во внутреннюю структуру и укомплектовал профильные подразделения персоналом. «Мы теперь „чувствуем“ небанковский рынок не только в плане подготовки концепций, но и в плане работы с „живыми“ компаниями», – говорит первый заместитель главы НБУ Екатерина Рожкова.
Белые книги Нацбанка: честные проценты и рыночное поведение
Представители финучреждений (а именно они являются лидерами небанковского рынка) отмечают: НБУ провел действительного большую работу. В частности речь идет о Белой книге «Будущее регулирование рынка кредитования финансовыми компаниями», где НБУ описал свое видение лицензирования, требования к структуре собственности, бизнес-планам, организации защиты прав потребителей, рекламе, защите персональных данных, отчетности, а также относительно деловой репутации собственников и руководителей. «В ней представлены формы и инструменты будущего надзора за деятельностью кредитных компаний. Изложенное в книге – доступно и понятно», – говорит директор CCloan Наталья Клевакина.
В Нацбанке подчеркивают важность финансовых организаций «в восстановлении активного кредитования, которое поддерживало бы экономический рост страны». В то же время регулятор отмечает наличие системных проблем на этом рынке, которые «усложняют его более активное развитие и негативно влияют на права клиентов». «В этом сегменте для нас главное – защита прав потребителей и рыночное поведение. Не секрет, что права клиентов нарушаются. Поэтому наш приоритет – сохранить баланс прав и обязательств финкомпаний и потребителей услуг», – поясняет Екатерина Рожкова. Так что регулятор по аналогии с банками обяжет полностью и правдиво информировать клиентов о том, сколько на самом деле стоит взять кредит онлайн.
«Если компания заимодатель обеспечивает честное, прозрачное и добросовестное поведение, как это делает CCloan, ей не грозит уход с рынка. Однако должна заметить, что далеко не все финансовые представительства отвечают этим требованиям, – и им придется либо перестроиться, либо уйти. Рынок должен саморегулироваться спросом и предложением, качеством предоставляемых услуг, их доступностью и понятностью для потребителя, четкой организацией бизнес-процессов. Как итог на рынке останутся только надежные финансовые организации и уйдут те, которые не соответствуют новым стандартам – от этого выиграют все», – прогнозирует Наталья Клевакина.
Особо пристально Нацбанк обещает следить за прозрачностью рынка, защитой прав потребителей и рыночным поведением кредиторов. В частности финкомпании будут внепланово проверять и лишать лицензии в случае поступления жалоб со стороны клиентов. Однако в НБУ уточняют: для менее рискованных сегментов, к которым относятся и ФК, предусмотрен только безвыездной надсмотр за деятельностью.
Что касается участников рынка, то некоторые организации, предоставляющие онлайн кредиты уже сдали свою первую отчетность в НБУ. По словам директора CCloan, «пока это сложно», однако помогли профессиональность коллектива и опыт работы в банковской сфере. Что касается запрашиваемого регулятором раскрытия сведений о конечных бенефициарах и руководителях, их роли в структуре собственности, то в CCloan они всегда доступны на сайте, подчеркивает руководитель компании.
Однако есть в «путеводителе» от НБУ и несколько непонятных моментов, отмечает эксперт. В частности речь о намерении регулятора собирать от кредиторов информацию о действительном материальном состоянии заемщика, его закредитованности, возможности обслуживать долг. «Хотелось бы понимания, каким именно образом финансовые компании смогут при выдаче кредитов физическим лицам оценивать возможность обслуживания заемщиком долга. В Белой книге также изложены планы НБУ относительно видеоверификации заемщиков в процессе онлайн-кредитования. Если регулятор обяжет небанковский сегмент осуществлять видеоверификацию клиентов, это потребует и времени для внедрения, и значительных денежных затрат. Надеюсь, что вслед за Белой книгой НБУ утвердит соответствующие нормативные документы, устанавливающие новые правила», – говорит директор CCloan.
Как готовится рынок
Участники рынка с разными настроениями встречают правила нового регулятора. Так, директор CCloan Наталья Клевакина делится, что компания в целом готова к изменениям и уже соблюдает все будущие требования НБУ к финансовым учреждениям. «Четкое соблюдений норм законодательства, а также бережное отношение к клиентам и нашей репутации – это приоритетные задачи, поскольку у нас изначально заложены высокие стандарты работы на рынке. Считаю, что компания CCloan готова к модели регулирования, предлагаемой новым регулятором», – уверена Наталья Клевакина. По ее словам, в компании постоянно проводится внутренний аудит рекламной деятельности: достаточно ли понятны и удобны для клиентов правила предоставления кредитов, тексты договоров, информация на сайте.
Понимают в компании и стремление Нацбанка повысить финансовую грамотность людей. «К сожалению, в наших школах не учат серьезному отношению к доходам и расходам, денежному планированию и потребительскому кредитованию. А это очень важная сфера жизни. В свою очередь хочу заметить, что мы в соцсетях ведем рубрику финансовой грамотности для своих и потенциальных клиентов, так как считаем, что в долгосрочной перспективе хорошо, когда оба партнера понимают, что делают, и работают друг с другом на условиях взаимовыгодности», – отмечает директор CCloan.
Запустить свою информационную кампанию обещают и в НБУ – будут рассказывать о простых правилах работы с небанковским сектором. В процессе повышения финансовой грамотности населения собираются акцентировать на том, что «нельзя делать», если ты хочешь безопасно пользоваться офлайн и онлайн кредитами от небанковских финучреждений.
«Самое главное, что необходимо для дальнейшей работы с новым регулятором – установление Национальным банком простых и понятных правил взаимодействия с регулятором, а также урегулированных на законодательном уровне правил сотрудничества на рынке финансовых услуг», – резюмирует Наталья Клевакина.
НБУ со своей стороны обещает предоставить финкомпаниям достаточный адаптационный период для перехода на работу по новым правилам. Кроме того, консультации с участниками рынка продолжаются и не все нововведения начнут работать с 1-го июля – как минимум, для этого еще требуется принятие ряда законов и поправок (в частности, «О финансовых компаниях» и «О финансовых услугах и деятельности по предоставлению финансовых услуг»). Так что история с «банкопадом» не должна повториться – наоборот, регулятор ожидает, что небанковский сектор финуслуг повторит успех рынка обмена валют: количество игроков вырастет, появится конкуренция, рынок сам себя отрегулирует, а качество услуг станет выше.