Разъяснение Нацбанка

В Нацбанке объясняют, что когда банк предлагает свои услуги, пусть даже настойчиво, – это не нарушение прав потребителей.

Однако, если банк утверждает, что не может выдать зарплатную или пенсионную карту без кредитной, – он вводит клиента в заблуждение и навязывает услугу. Украинское законодательство запрещает такие действия.

Клиент имеет полное право отказаться от навязанной кредитной карточки.

Читайте также: Четыре мифа о законе о финмониторинге. Как будет на самом деле

Какие еще услуги навязывает банк

Чаще всего банки навязывают допуслуги по кредитам. Показательные примеры:

  • банк выдает кредитную карту вместе с зарплатной;
  • банк включает обязательную страховку в определенной страховой компании в пакет услуг во время получения кредита, даже если клиент желает застраховаться в другой компании;
  • банк продает страховку от несчастных случаев во время обмена валюты;
  • банк самовольно подключил услугу sms-информирования и взимает за это комиссию.

Читайте также: Почему банки «саботируют» программу доступных кредитов «5-7-9»

В чем риск для клиента

Пример 1. Если, например, клиент банка получил кредитную карту вместе с зарплатной, но не пользуется кредиткой. Банк может взимать платеж за обслуживание кредитной карты в размере 20 грн (условно) за счет кредитного лимита.

Таким образом, у клиента появляется долг, о котором он даже не подозревает. В лучшем случае банк сообщит о возникновении задолженности, если клиент не внесет на кредитку обязательный минимальный платеж в следующем месяце, в худшем – клиент узнает о долге, когда накопится значительная сумма.

Читайте также: Банки должны установить на своих сайтах калькулятор для расчета кредитных платежей НБУ

Пример 2. Клиент банка получил кредитную карту вместе с зарплатной. После этого баланс на счете отражается с учетом кредитного лимита. То есть клиент пользуется картой, не понимая, где его собственные средства, а кредитные, за которые нужно платить проценты.

Что делать в таких случаях

Клиент должен написать жалобу на имя руководства банка. Если банк отказывается идти навстречу и пренебрегает жалобой, следует обращаться в НБУ.

Профильное подразделение – Управление защиты прав потребителей финансовых услуг – обрабатывает все жалобы. Если есть признаки нарушений, специалисты обращаются непосредственно в банк, чтобы исправить ситуацию.

Выбрать депозит с выгодной ставкой

Напомним

  • Нацбанк принял новые требования к рекламе банковских кредитов и депозитов, а также к информации о них на официальных сайтах банков.
  • По кредитам на сайтах банков должна содержаться полная информация о процентной ставке, все расходы (комиссии, платежи по сопутствующим услугам), периодичность осуществления выплат, а также информация о штрафах и пени в случае просрочки.
  • Информация о депозитах должна освещать полную процентную ставку, срок вклада и условия досрочного снятия средств.
  • Также банки до 1 июня обязали установить на своих сайтах специальные калькуляторы, которые должны рассчитывать все параметры по кредитам и депозитам, включая все комиссии банка и его реальные процентные ставки.