Экс-министр экономики Тимофей Милованов считает, что без работы может остаться от 170 до 500 тысяч украинцев. Планируя секвестр бюджета на этот год, Кабмин уже оценил дополнительные потребности Фонда по безработице в 900 млн гривен.

Украинцы уже ищут новую работу

С начала карантина сотрудники стали обузой для многих компаний. Формально увольнять из—за карантина запрещено, но зато можно отправлять в отпуска за свой счет. Специально для этого парламент снял ограничение по таким отпускам — ранее их можно было брать только на 15 дней в год (больше для тех, у кого есть дети до 14 лет). Сейчас ограничений вообще нет — можно уходить в отпуск без содержания на месяц- два и даже больше.

Но для многих такой вариант не приемлем. Как показывают результаты последних опросов, у большинства просто нет средств пережидать дома карантин. А значит, люди уже в ближайшее время  вынуждены будут искать возможность подработать или вообще сменить работу. 

Читайте также: Получение пособия по безработице на время карантина упростили. Детали

Как отмечает представитель компании Head Hunter Юлия Дрожжина, за 12 дней карантина количество соискателей выросло на 60%. Большой всплеск идет, в частности, по категории «Топ-менеджмент»: если ранее на нее приходилось 5% от общих запросов соискателей, то сейчас — 10%. На 2% (до 13%) выросла доля в категории «IT-специалисты», на 1% (до 11%) - в категории «Продажи». Снизилось количество запросов от тех, кто только начинает карьеру. Доля этой категории упала с 12% до 8%.

Наиболее уязвимыми оказались сферы, которые более всего чувствительны к карантинным ограничениям: гостиничная индустрия, сфера развлечений, туризма, авиасообщений, ресторанного бизнеса и др.

Не факт, что все компании смогут выжить и восстановить свою работу после карантина. Поэтому работа для их персонала — тоже под вопросом.

«Чем дольше продлится карантин и ограничения экономической деятельности, тем негативнее будет влияние на рынок труда и занятость в целом по стране. Как правило, этот эффект начинает сильно проявляться через пару месяцев после того, как снижается экономическая активность и закрываются предприятия», — говорит  глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.

У работодателей не самые лучшие ожидания. Даже когда карантин закончится, потребности в персонале могут сократиться из-за общего ухудшения экономической ситуации и потребительского спроса.

«Многие компании уже не работают, люди сидят дома. У нас в группе таких несколько. 1000 человек работающих. Ну хорошо, мы месяц продержимся. Два продержимся. Три, не знаю. Будем сохранять людей, платить им зарплату до последнего. Обнулим счета. А дальше что. А как быть тем, у кого уже ноль на счетах. Выручки-то ведь нет», — написал на своей странице в Facebook соучредитель компании «Молочный альянс» Александр Деркач.


«Мы пока не планируем сокращать людей и уменьшать зарплаты. Но повышать теперь тоже не будем, хотя планировали на 20%. Думаю что сокращения будут на многих предприятиях. Многие снизят зарплаты которые были неадекватны производительности труда», — говорит руководитель концерна «Ярослав» (швейное производство) Александр Барсук. 

Кто первый в очередь на вылет

На волне новой рецессии рынку труда грозят такие же проблемы, как и во времена прежних кризисов.

То есть, «лишними» рискуют отказаться топ-менеджеры (так как многие компании попросту закроются), маркетологи, юристы, рекламисты. То есть, специалисты, которые обеспечивали бизнес-надстройку — формирование стратегии и продвижения продукции.

В кризис освоение новых рынков многие предприятия откладывают до лучших времен. На первый план выходит выживание и удержание своих позиций на рынке.

То есть, от руководителей, маркетологов и рекламистов потребуют, как минимум, нового подхода — как вести бизнес в условиях кризиса. А те, кто не сможет вовремя отреагировать на требования владельцев бизнеса, рискуют остаться без работы.

Не исключено сокращение офисного персонала — менеджеров, администраторов. Их численность компании будут регулировать в зависимости от того, насколько сильно хлопнется их бизнес.

Заметное проседание рынка услуг и сферы развлечений может оставить без работы администраторов и управленцев отелей, ресторанов, ивент-агентств. Параллельно будет сокращаться потребность в персонале компаний, обслуживающих эти сферы, скажем, поставщиков товаров для ресторанов.

«До недавнего времени у нас работало 10 менеджеров, контролирующих поставки в рестораны. Уже сейчас, на время карантина, оставили только троих, остальные в отпусках за свой счет. Если после окончания карантина спрос не восстановится, придется их сократить», — рассказал владелец одной из фирм, поставляющих продукты в киевские рестораны.

Кто останется при деле 

Кадровики говорят: все шансы сохранить работу в кризис есть  у нескольких категорий специалистов. Это, во-первых, компьютерщики и программисты. Формат бизнеса будет меняться. Еще больше возрастет потребность в современных IT- решениях. Многие компании уже сейчас увеличивают расходы на системы онлайн- продаж, цифровизацию бизнес-процессов.

Это мировой тренд, поэтому украинские программисты, которые работают на западных работодателей,  сохранят или даже получат больше заказов.

Во-вторых, будет спрос на высококлассных финансистов, бухгалтеров и налоговых консультантов. Государство меняет налоговое законодательство и, скорее всего, будет усиливать фискальный контроль. А значит, цена бухгалтерских ошибок будет только расти.  

 По словам главы Союза защиты предпринимательства Сергея Доротича, мелкие предприниматели попросту не справятся с налоговой отчетностью и будут вынуждены нанимать бухгалтеров с оплатой от 10 тысяч гривен в месяц.

В-третьих, уже сейчас растет спрос на кризис-менеджеров, которые могут обеспечить стабильную работу бизнеса в период турбулентности.

В-четвертых, еще более ценными могут стать классные специалисты по продажам.  Они и без того стабильно входят в тройку самых востребованных специалистов. Но в кризис ценность хороших продажников возрастает.

В-пятых, намечается подъем в отечественной фармацевтике. Несколько отечественных предприятий уже ждут новых госзаказов на производство препаратов для лечения коронавируса (средство, которое сейчас применяется для лечения малярии, но рекомендовано при лечении коронавируса, некоторые виды антибиотиков и др.), средств защиты и пр.

Поэтому фармацевтические компании, скорее всего, не только не будут проводить сокращений, но и объявят дополнительный набор персонала — от рабочих цеха до фармацевтов и менеджеров и специалистов по логистике.

Европе не обойтись без наших заробитчан

Отдельный вопрос — по специалистам рабочих специальностей. В последние годы работодатели в один голос заявляли об их дефиците. Это было связано с массовым оттоком рабочих за границу. На внутреннем рынке росла потребность в строителях, электриках, станочниках и даже разнорабочих. Но ситуация может кардинально измениться.

Например, пока, по словам коммерческого директора Svitlo Park Александра Панфилова, стройки не останавливаются. Даже в карантин работы на объектах идут. Но непонятно, что будет дальше. Количество выданных разрешительных документов на новые объекты, по сравнению с прошлым годом, сократилось в несколько раз. Это значит, что строить в обозримом будущем станут меньше.

В то же время, с начала кризиса в Украину начали массово возвращаться заробитчане. Пока - временно, но не факт, что после окончания пандемии им удастся вернуться в Европу, что может создать дополнительное давление на украинский рынок труда.  

Все будет зависеть от того, какие решения будет принимать ЕС для восстановления рынка труда. Австрия, например, уже заявила, что не собирается открывать свой рынок труда и после отмены карантина. Другие страны ЕС пока не спешат с заявлениями на этот счет, но вполне могут пойти по аналогичному пути.

С другой стороны, в период восстановления Европе могут понадобиться дополнительная рабочая сила. Председатель Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василий Воскобойник говорит, что ситуация с карантином показала зависимость той же Европы от китайской экономики.

И, чтобы уменьшить такую зависимость, многие уже задумываются над возвращением производства товаров из Китая в свои страны. Что потребует дополнительных рабочих рук.

«В связи с демографическим кризисом и старением населения, европейские страны постоянно нуждаются в притоке трудовых мигрантов. Кризис в этом смысле ничего не изменит. Даже если в Европе наступит рецессия, континент будет нуждаться в работниках из-за рубежа", — уверен Василий Воскобойник.

 По оценкам Bloomberg, вклад украинских трудовых мигрантов в местную экономику составляет около 7% ВВП. Поэтому польское правительство не только не откажется от украинцев, но и продолжит стимулировать их приезд на работу.

Более того, Воскобойник считает: когда кризис ударит по украинской экономике,  трудовая миграция из Украины в Европу только усилится. «Уже к осени этого года трудовая миграция украинцев в Европу значительно возрастет», — прогнозирует он.

Александр Барсук, наоборот, не исключает, что многие трудовые мигранты останутся на родине. «В основном, заробитчане — это хорошие работники и многих работодатели не против заменить ими часть своего персонала», — поясняет он.

Переформатирование ожидает также рынок рабочего персонала в сфере обслуживания. Продуктовые сети уже сейчас увеличили набор курьеров. А если  популярность онлайн-торговли будет расти, то вырастет спрос также на грузчиков, фасовщиков, водителей со своими авто.

Что будет с зарплатами

Зарплаты стабильно расли последние несколько лет. По данным Госстата, в прошлом году средняя номинальная заработная плата штатного работника в Украине увеличилась, по сравнению 2018 годом, на 16% — до 12 264 грн.

Некоторые специалисте получили еще большую прибавку. Так, у водителей оклады в среднем выросли на 25% (до 15 тыс), строители, слесари, газосварщики, машинисты установок стали получать на 20-30% больше, чем годом ранее (до 12-20 тыс). В сельском хозяйстве зарплаты выросли на 10-15%, и стартуют от 10 тысяч грн.

У белых воротничков оклады увеличились в среднем на 10%. У финансистов и страховщиков прибавка составила примерно 17% (до 20,08 тысяч грн), у медиков — на 17,6% (до 7,3 тыс), у представителей сферы услуг — почти на 28% (до 10,6 тыс).

Но надвигающийся кризис заставил работодателей задуматься — стоит ли и дальше повышать зарплаты. Эксперты считают, что зарплаты, если и будут повышать, то в индивидуальном порядке, и в первую очередь — самым востребованным специалистам.

То есть, кризис-менеджеры, высококлассные бухгалтеры и продажники могут рассчитывать на прибавку до 10%. А вот «лишние» специалисты (маркетологи, офисный персонал, рекламисты), в лучшем случае, останутся на прежних окладах, а в худшем - будут получать меньше, чем сейчас.

Для рабочих вероятность повышения зарплат зависит от заробитчан — уедут ли они после карантина в Европу или же попытаются найти работу на родине. Если дефицит рабочих специальностей уменьшится, у работодателей не будет никаких причин повышать зарплаты.

Мария Колыванова