Но оправданным ли сейчас является сокращение финансирования научных исследований и какие последствия будет иметь такое решение, об этом на своей фейсбук-странице рассказал глава совета Нацбанка Богдан Данилишин.

Меньше — на чиновников, больше — на развитие

Важное значение будет иметь не только дефицит госбюджета, но и подходы к поддержке отечественного производителя и науки. Не чиновник, а национальный производитель и наука будут определять дальнейшее развитие государства.

Должны быть сохранены все расходы развития, которые обеспечивают возможность для отечественных производителей выжить в это сложное время. Ограничены до минимальных расходы для контролирующих и надзирающих структур разного уровня.

Активная поддержка государством сферы исследований, разработок и инноваций, призванная генерировать положительные эффекты для всего общества, способствуя распространению новых знаний и расширяя потенциал производства качественно новых товаров и услуг.

Читайте также: Кабмин предлагает выделить дополнительно 20 миллиардов на индексацию пенсий

В Украине же, к сожалению, государственная политика последних лет фактически подрывала основы развития национальной инновационной системы. Как следствие, страна выталкивается на обочину мирового научно-технологического развития — инновационная активность отечественных предприятий и их спрос на научно-инновационные разработки являются критически низкими, а уровень государственного финансирования научной сферы является несовместимым с целями получения новых знаний и способов их применения.

Украина тратит на науку, как Чили и Аргентина

Согласно предложенным изменениям к госбюджету предполагается тотальное сокращение государственных расходов на научную сферу. Уровень этих затрат, по сравнению с другими странами, и так находился на критически низком уровне: по плану на 2020 г. — 10,6 млрд грн (или 0,2% ВВП), при том, что, согласно статье 48 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности», государство должно обеспечивать бюджетное финансирование научной и научно-технической деятельности в размере не менее 1,7% ВВП.

Однако на протяжении последних 15 лет приоритетность науки среди направлений распределения расходов государственного бюджета сократилась более, чем в два раза: если в 2015 г. доля расходов на науку среди бюджетных расходов государственного бюджета составляла 2%, то в среднем за последние 4 года – лишь 0,8%.

Читайте также: Дефицит госбюджета может возрасти в 3,5 раза — заместитель председателя Офиса президента

Как следствие сокращение государственной поддержки науки — Украина сейчас находится среди стран с самым низким уровнем «научно-исследовательской капитализации» ВВП. Так, выполненные в Украине исследования и разработки (ИиР) в 2019 г. составляли по оценке лишь 0,4% ВВП, в то время как в среднем по странам ОЭСР этот показатель составляет 2% ВВП. Согласно стратегии ЕС «Европа-2020» поставлена задача довести уровень финансирования науки в странах ЕС до 3% ВВП в 2020 году.

По сравнению со странами ОЭСР доля ИиР в экономике Украины соответствует уровню таких стран как Чили, Румыния, Латвия, Аргентина. Наибольшие объемы выполнения ИиР наблюдаются в Швейцарии – 3,4%; Кореи – 4,2%; Израиле – 4,3% ВВП.

Сколько осталось отечественной науке

За последние 10 лет численность исследователей Украины сократилась более, чем в два раза. Украина входит в число стран с самой маленькой концентрацией исследователей: 12 человек на 10000 населения против 55 в странах Европы и ОЭСР.

Указанные неутешительные для Украины цифры говорят о том, что процесс разрушения научной сферы Украины уже запущен – активно происходит выезд научных кадров за границу, их трудоустройство в других сферах, ухудшение возрастной структуры научных работников, потеря научных школ, деградация материально-технической базы научных учреждений.

Читайте также: Печатать деньги и остановить экономику. Какие ошибки может допустить власть во время карантина

При продолжении указанных тенденций еще несколько лет с высокой вероятностью в научной сфере будет проявляться эффект гистерезиса, в результате которого возрождение украинской науки будет невозможным даже при существенном увеличении бюджетного финансирования. Украинская наука просто перестанет существовать как институт украинского общества.