Но стоит ли радоваться этому факту? – об этом в своей колонке на фейсбуке рассуждает Глава совета Национального банка Украины Богдан Данилишин. «Минфин» цитирует главное.
Как изменилась наша экономика
Начало 2020 г. характеризовалось падением показателей экономической активности в видах деятельности, представляющих реальный сектор: промышленное производство сократилось на 5,1%, транспортные услуги — на 4%, сельское хозяйство – на 2,7%.
На этом фоне — падение темпов инфляции ниже целевого диапазона НБУ, а цен производителей – ниже нуля — свидетельствует о признаках полноценной стагнации в секторе производства товаров и услуг и о заметном сужении объемов его деятельности.
Зато, секторы, связанные с оказанием посреднических финансовых и деловых услуг, растут бешеными темпами. Одна только прибыль коммерческих банков по итогам 2019 года составила 60 млрд. грн, увеличившись почти втрое, в сравнении с предыдущим годом.
Читайте также: Экономика Украины замедлилась на 0,5% в январе. Впервые за 49 месяцев
Куда уходят деньги
В банковской системе аккумулированы гигантские суммы, которые не поступают в реальную экономику. Для сдерживания избыточного давления «лишней» гривневой массы Национальный банк втрое расширил операции с депозитными сертификатами – до 200 млрд. грн.
В лучшие времена объем кредитов, выданных экономике, достигал 80% ВВП, сейчас же – он не набирает и 25% ВВП, а если из них вычесть неработающие кредиты – не будет и 15% ВВП. Сейчас реальные производители не в состоянии конкурировать за кредитные ресурсы внутреннего рынка по ставкам, которые предлагаются депозитными корпорациями.
Наряду с этим, относительная величина депозитных сертификатов НБУ и ОВГЗ – пассивных направлений вложений денежных средств – составляют уже 24% ВВП, превосходя, таким образом, объем кредитного ресурса, предоставленного депозитными корпорациями в реальный сектор экономики.
Сложившаяся ситуация грозит эффектом широкомасштабной утечки капитала из страны, где нет надежных объектов для его инвестирования, особенно учитывая нестабильность на глобальных рынках капитала. Отсутствуют также Правительственные и другие виды стимулов для инвестиций, формирования инвестиционного имиджа страны.
Почему так произошло
Кто виноват: на мой взгляд – чрезмерно жесткие параметры макроэкономической политики, в рамках которой развивалась украинская экономика на протяжении последних 4 лет.
Индикатор жесткости реальных монетарных условий (как комбинация воздействий процентной ставки и изменений обменного курса) превышает аналогичный показатель в соседних странах Европы на 10 и более процентных пунктов. Такая чрезмерная жесткость монетарных условий наблюдается в украинской экономике начиная со второй половины 2018 года (уже 1,5 года).
Далее – фискальная политика. Фискальный баланс, если его считать за минусом расходов на обслуживание долга, является ПРОФИЦИТНЫМ с 2015 года. А это означает, что реальная экономика начиная с 2015 года имеет перманентный структурный шок от сокращения государственного спроса и должна перестраиваться в новых условиях.
Отдельным аспектом провалов экономической политики является политика НБУ в отношении валютного курса и формирования национальных резервов. Вместо того, чтобы потушить понижением ставки избыточный спрос на гривневые финансовые активы, Нацбанк просто позволил гривне укрепиться. В результате – проиграли все.
Государственный бюджет берет в долг по ставкам, превышающим годовые темпы его доходов, экспортеры – несут потери вследствие снижения гривневой выручки, реальный сектор – недополучил кредитных ресурсов, а страна — недополучила поступлений в валютные резервы, которые до сих пор на 20% «не дотягивают» до норматива композитного критерия МВФ. Но проиграли не все. Выиграли – «инвесторы» в государственные ценные бумаги.
Что делать:
1. Пересмотреть приоритеты установления целей на уровне Министерства финансов и НБУ, чтобы достижение главной цели (уровня дефицита или инфляции) четко корреспондировалось с достижением промежуточных целей — темпы реального экономического роста, уровень занятости и т.п.
2. Сформировать комплекс мер для сохранения экономического потенциала страны, прежде всего ее индустриального ядра. Обеспечить возможность финансирования реальных инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности экономики и расширения ее внутреннего рынка. Расширение инструментария государственных гарантий.
3. Активизировать работу с международными официальными кредиторами на иных принципах формирования внутренней макроэкономической политики и ее нацеленности на рост экономического потенциала страны.