О тенденциях на рынке небанковского онлайн-кредитования и перспективах развития рынка в 2020 году в интервью рассказал учредитель и CEO «Megagroshi» Денис Гриц.
Насколько активно сегодня развивается сегмент небанковского кредитования? Какова динамика объемов кредитования и количества выдаваемых кредитов?
Небанковское онлайн-кредитование – сравнительно молодой сегмент в финансовой сфере. Активно этот вид бизнеса начал развиваться на украинском рынке с 2013 года и вначале был представлен всего несколькими компаниями.
В настоящий момент в этом сегменте насчитывается более 900 зарегистрированных финансовых компаний с общим портфелем около 140 млрд. грн. Рынок продолжает демонстрировать рост: за 9 месяцев 2019 г. было предоставлено 17,8 млрд грн. кредитов, что на 144% превышает аналогичный показатель в 2018 г.
Какова доля онлайн-кредитования на рынке МФО? Как она изменяется?
Увеличение доли «диджитала» в небанковском кредитовании все более актуально. Это объясняется усилиями самих игроков рынка. Все больше компаний с оф-лайновой сетью отделений делают акцент на дистанционные каналы. Кроме того, за последние несколько лет выросло достаточно большое количество компаний, работающих исключительно онлайн. С другой стороны, как и в других сферах финансовых услуг, все больше клиентов органически уходят в дистанционные каналы. Это объясняется как увеличением проникновения интернета в Украине в целом, так и, в не последнюю очередь, постепенным смещением целевой аудитории в сегмент поколения Z.
Если говорить о цифрах, то практически 67% кредитных договоров в 2019 году заключалось дистанционно. И доля таких кредитов постоянно растет.
Многие участники рынка отмечают недостаточную защиту прав кредиторов в небанковском финансовом секторе. Что по вашему мнению следует изменить на законодательном и регуляторном уровне?
Я думаю, что должны быть четкие правила игры для всех участников рынка – как и для финансовых компаний, так и для их клиентов. Ситуация с правами кредиторов, сложившаяся на текущий момент, влияет на оценку риска финансовыми компаниями, что, в конечном итоге, выливается в стоимость займов для потребителей.
Насколько эффективен может быть принятый закон о защите прав потребителей финансовых услуг? Как он скажется на работе кредитных учреждений?
Я думаю, что глобальных изменений в целом на рынке не произойдет. С одной стороны, закон, безусловно, ужесточает требования к субъектам рынка, с другой стороны, систематизирует подходы к процессу заключения договоров и выдачи кредита, а также формализует общие подходы к раскрытию информации о продуктах и о показателях компании – что в целом имеет положительный оттенок.
Что касается нашей компании – мы готовы к имплементации данного закона.
Каких результатов добилась ваша компания? Какова динамика?
Мы достаточно молодая компания, но с большим потенциалом (смеется). В целом я доволен результатами 9 месяцев 2019, хотя и уверен, что мы можем больше.
За этот период мы выдали более 20 000 кредитов новым клиентам. Каждый месяц мы прирастаем на 19% в новых выдачах.
Какие планы по развитию бизнеса ставите на 2020 год? Намерены ли выводить на рынок новые продукты?
В 2020 году мы планируем существенно нарастить объемы кредитования и выйти на отметку, как минимум, 10 000 кредитов ежемесячно. Сделать это планируем благодаря улучшению и оптимизации наших процессов, а также подключению дополнительных каналов дистрибуции. Сейчас мы используем не все свои мощности. Во втором квартале 2020 года планируем максимально развернуться.
Что касается вывода на рынок новых продуктов – да, такие планы есть. Сейчас наша команда работает над реализацией длинного кредитного продукта с аннуитетом. Запуск продаж планируем осуществить в третьем квартале 2020 года.
Высока ли сегодня конкуренция на рынке микрокредитования? Являются ли МФО конкурентами для банков и ломбардов?
В настоящий момент конкуренция достаточно высока, многие компании, которые недавно вышли на рынок – существенно демпингуют, стараясь увеличить долю свою присутствия. Поэтому борьба в этом сегменте сейчас ведется достаточно серьезная.
Что касается банков, то пока серьезных конкурентов в них мы не видим, так как работаем в совершенно разных сегментах. Но вероятность выхода банков в данный сегмент есть, поэтому мы учитываем данный аспект в своей стратегии. Сейчас мы сконцентрированы на том, чтобы обеспечить своим клиентам максимально быстрый, удобный и комфортный сервис.
Каковы ваши ожидания от «сплита»? Чего ждете от НБУ, как от нового регулятора?
Все наши процессы полностью соответствуют действующему законодательству Украины, поэтому к внедрению «сплита» мы готовы. От НБУ мы ожидаем в первую очередь дальнейших шагов по реализации Digital Transformation финансовой системы, открытого диалога с бизнесом и принятия нормативных актов, направленных на развитие рынка МФО в частности.