О том, как решение ЕС отразится на бизнесе украинских компаний и финансовых операциях наших зажиточных граждан, в колонке «Минфину» рассказал управляющий партнер KAC Group Владимир Гаркуша.

За что наказали новичков

Причиной, по которой четыре страны стали фигурантами «черного» списка ЕС, стало невыполнение ими взятых на себя обязательств. Палау была «наказана» за то, что не внедрила автоматический обмен финансовой информацией и не подписала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам (OECD Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance).

Сейшелы пострадали за «вредные» льготные налоговые режимы. Панама, по мнению Евросоюза, еще не полностью соответствует принципам, очерченным Глобальным форумом по прозрачности и обмену информацией для целей налогообложения и обмена информацией по запросу.

Кайманы — недостаточно поработали над внедрением требований по контролю над коллективным инвестированием.

На данным момент помимо «новичков» в «черном» списке находятся Американское Самоа, Фиджи, Гуам, Оман, Самоа, Тринидад и Тобаго, Виргинские острова США и Вануату. Впервые этот список был введен в 2017 году, а следующий пересмотр списка предусмотрен в октябре 2020 года.

Читайте также: Госстат посчитал, сколько Украине принес экспорт IТ-услуг

Какие барьеры для сотрудничества будут установлены

Cтраны ЕС серьезно взялись за деофшоризацию и борьбу с агрессивным налоговым планированием (когда компании используют несовершенство или нестыковки налоговых законодательств разных стран для снижения налоговой нагрузки).

А потому очень скрупулезно следят за внедрением новых стандартов контроля над полнотой уплаты налогов и обмена налоговой информацией. Внесение в «черный» список чревато ограничением инвестиционных и деловых возможностей для попавших в немилость юрисдикций.

Во-первых, средства Фонда устойчивого развития (EFSD) и Европейского фонда стратегических инвестиций (EFSI) не смогут направляться через организации, расположенные в государствах из «черного» списка».

Во-вторых, обслуживание схем с участием контрагентов из таких юрисдикций становится значительно дороже.

Это происходит потому, что для транснациональных корпораций, работающих с такими юрисдикциями, увеличиваются требования к публичной отчётности. Кроме того, страны-участницы ЕС могут внедрить дополнительные налоговые меры. Например:

  •  запретить включение в затраты расходов и платежей, направленных юридическим или физическим лицам в юрисдикциях, включенных в «черный» список;
  • внедрить более высокие ставки подоходного налога на проценты, роялти, плату за обслуживание или вознаграждение и другие платежи, получаемые  из стран «черного» списка.

Схемы придется менять

Как правило, напрямую с офшорами уже никто не работает. Но они могут входить в оптимизационную цепочку, в которую также «подвязываются» и компании с европейской «пропиской». Теперь же «новичков» из «черного» списка придется исключить из оптимизационных схем. И вот почему:

  • любая компания из стран ЕС очень тщательно будет проверять все финансовые операции с участием физических и юридических лиц, включая финансовые институты, из государств «черного» списка. Европейцы стараются не работать с компаниями из «фискально неблагонадежных» стран.
  • Далеко не все банки согласятся работать с компаниями или резидентами из «черного» списка. В любом случае, открыть счет в европейском банке для резидента юрисдикции из «черного» списка проблематично. Любая сделка с контрагентом из такой юрисдикции попадает под усиленный контроль. Банки могут приостановить транзакцию и удерживать средства до выяснения сути операции и тщательной проверки информации о контрагенте. Отдельные страны ЕС ввели налог на операции с офшорами.
  • К компаниям, зарегистрированным в странах из списка, будут применяться дополнительные меры финансового и инвестиционного контроля.
  • Дополнительное налогообложение сделок с резидентами этих стран.
  • Дополнительный контроль налоговых органов и дополнительная отчетность по таким сделкам.

Насколько болезненно это для нашего бизнеса? Ответ на этот вопрос можно поискать в данных Госстата. Например, по результатам прошлого года импорт услуг из Панамы показал прирост в 33% к результатам 2018 г.

Оценить степень использования нашими компаниями других офшоров сложнее. Поскольку Госстат не обнародовал результаты торговли с ними по итогам 2019 г, ссылаясь на конфиденциальность такой информации. Но, скажем, по результатам 2018 г экспорт услуг на Кайманы прирос по сравнению с 2017 г на 87%.