О том, к каким последствиям для мировой и украинской экономики может привести коронавирус, рассказал «Минфину» руководитель подразделения по корпоративному анализу группы ICU Александр Мартыненко.

Неожиданная опасность

Уханьский коронавирус породил то состояние неопределенности, которого так боятся рынки. Непонимание, как дальше будет развиваться ситуация, резко ухудшило рыночные настроения, что в итоге может вызвать больше экономического урона, чем последствия самой эпидемии.

Украина также рискует получить свою порцию «заражения» от экономических проблем, вызванных вирусной вспышкой, в силу своей высокой зависимости от экспортных поступлений и внешних заимствований.

Риски расширения внешнеторгового дефицита в этом случае минимальны. А вот долговременное ухудшение настроений на финансовых рынках может принести более ощутимые последствия. Они могут быть не так критичны, чтобы сильно повлиять на платежеспособность Украины или остановить ее экономический рост, но вполне весомы для усиления давления на курс гривни и ускорения инфляции.

Инвесторы оценивают ущерб

Ограничения по передвижению людей и сокращение товарных потоков неизбежно ослабят потребление и деловую активность в Китае. Это может вызвать замедление экономического роста не только в КНР, но и во многих других странах в силу большой роли Китая в глобальной торговле. Более того, поскольку Китай является одним из ключевых игроков на мировых сырьевых рынках, под большим ударом окажутся спрос на нефть, металлы и руды.

В попытках оценить возможные экономические последствия вспышки уханьского коронавируса, инвесторы возвращаются к истории пандемии вируса тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС, в английском варианте SARS), который относится к тому же виду коронавирусов.

Пандемия SARS в Китае в феврале 2003 повлекла за собой замедление роста квартального ВВП страны на 2 процентных пункта и снижение мировых сырьевых рыночных индексов более чем на 10%. При этом за март-апрель 2003 г. котировки нефти марки Brent обвалилась более чем на 30%. После подавления пандемии сырьевые цены и экономический рост восстановились во втором полугодии 2003.

Читайте также: Китайский вирус. Укрпочта рассказала о посылках из Китая

Однако проблема в том, что условия распространения двух коронавирусов различаются из-за разных очагов заражения, повысившейся интенсивности транспортных потоков, большей открытости и более тесной связи Китая с остальным миром.

Также с тех пор изменилась экономическая среда: возросло влияние потребительского сектора на китайскую экономику, которая в свою очередь гораздо больше влияет на экономику глобальную. Все это не позволяет дать даже приблизительную оценку ущерба от уханьского коронавируса, основываясь на опыте пандемии 2003 года.

Разрушительная сила неопределенности

Пока даже приблизительные суммы ущерба остаются за пределами понимания экспертов, страхи инвесторов играют на опережение. Больше всего пострадали сырьевые цены — с начала прошлой недели цены на нефть упали на 10%, на медь – на 7%, на железную руду – на 11%, «просели» также цены на агропродукцию и другое сырье.

Читайте такжеНовые жертвы коронавируса: как реагируют финансовые рынки и экономика

Также произошел отток иностранного капитала из развивающихся рынков, что привело к снижению их фондовых индексов и росту доходностей на долговые бумаги: один из ключевых индексов облигаций, Emerging Market Bond Index, потерял за прошлую неделю 3%. Не стала исключением и Украина, хотя изменение котировок украинских суверенов пока не было существенным – с 20 по 28 января их доходности выросли на 20-40 базисных пунктов.

Украина в зоне давления

Масштаб негативного влияния нового коронавируса на глобальную экономику будет зависеть от способности китайских властей ограничить его распространение и дать внешним рынкам сильные позитивные сигналы. Отсутствие таких сигналов может привести к возобновлению падения мировых сырьевых и фондовых индексов.
Для Украины падение сырьевых цен может быть чревато снижением экспортной выручки – в первую очередь, могут пострадать экспортеры стали и железной руды.

Однако цены на нефть гораздо более чувствительны к эскалации вирусного кризиса, и положительный эффект от их падения с лихвой перекроет потери украинского экспорта. Таким образом, риски для торгового баланса Украины минимальны.
Гораздо более ощутимым для Украины может оказаться ухудшение настроений на финансовых рынках.

После своевременного и успешного выпуска суверенов на 1,3 млрд евро, оптимальным вариантом для украинского правительства для обеспечения финансирования внешних выплат было бы занять на рынке еще около 1 млрд весной. Резкое ухудшение рыночных условий может заставить правительство отложить выпуск еврооблигаций.

Читайте также: Китайский вирус. Откуда взялся и как не заболеть

При наихудшем сценарии, без продолжения сотрудничества с МВФ, Украина может на долгое время оказаться без притока валютных средств от Фонда, других международных кредиторов и внешних рынков.

Правительство, вероятно, сможет компенсировать это выпуском внутренних валютных облигаций для отечественных банков и сжиганием валютных резервов и, таким образом, решить проблему валютного финансирования по крайней мере на этот год. Однако экономике при этом не удастся избежать потерь, поскольку сохранение такой ситуации рано или поздно негативно отразится на курсе гривни и ускорит инфляцию.