С момента появления законопроект №1210 уже вызвал волну недовольства. Как только его не называют: и «диктаторским», и налоговым «террором» для бизнеса. Не согласен с такими категоричными заявлениями. Первое, позволю себе процитировать Главу комитета ВРУ Даниила Гетманцева после голосования народными избранниками: «283 голоса в поддержку законопроекта №1210. Изменения, которые должны провести отечественную налоговую систему через точку невозврата и перевернуть страницу морально устаревших правил администрирования. С этого момента мы начинаем путь на деофшоризацию и заявляем о себе на налоговой карте мира».
В целом я согласен с такой позицией главы комитета. Много раз говорил: хватит жить прошлым, достаточно критиковать, не стоит спорить, если что-то не совпадает с вашей отличной позицией, а давайте что-то делать. И знаете, даже на возникшую ситуацию смотрю оптимистично. Возникает ли у вас вопрос почему? Отвечаю, потому что есть право каждого человека на собственное мнение, позицию, потому что «в споре рождается истина», и я очень на это надеюсь. У меня лично даже нет желания выражать свое мнение по поводу того, соблюли ли Регламент народные избранники или нет. Уверен, что в СМИ читатели начитались различных мнений и положительных, и отрицательных.
Читайте также: Деофшоризация или демонизация: о спорных нормах законопроекта №1210
Я призываю всех без исключения не делать громких заявлений по поводу законопроекта №1210, даже о необходимости возбуждения уголовных дел. Поймите, пользы от этого никому не будет.
Где-то прочитал, и мне очень понравилось хорошее выражение: «Спор, полемика — вещь разрушительная. Дискуссия, обсуждение — творческая».
Необходимо всем понять, что появилась пауза в старте очередной налоговой реформы в Украине. Пока неизвестно, насколько продолжительная. Следующая сессия Верховной Рады начнется 4 февраля 2020г. Может, есть возможность сесть всем вместе, провести профессиональное экспертное обсуждение, найти общую позицию и наработать определенные шаги так, чтобы минимизировать существующие для бизнеса риски, создать достойные условия для становления и приоритетного развития национального предпринимательства, что так необходимо для экономического роста страны.
Позволю себе прокомментировать некоторые положительные и отрицательные изменения, которые были рассмотрены и изучены специалистами ВОО «Ассоциация налогоплательщиков Украины». Обращаю внимание читателей, что окончательного текста Закона пока нет.
Отмечу, что большая часть норм проекта способствует реализации важной цели — внедрению международных стандартов налогового контроля для всех участников международной торговли и имплементация норм (План действий BEPS).
Кроме этого, видим позитив для «белого» бизнеса в следующем:
— увеличение с 20,0 млн. грн. до 40,0 млн. грн. дохода, когда объект налогообложения по налогу на прибыль предприятий может не корректироваться на финансовые разницы;
— увеличение предельных объемов годового дохода для плательщиков единого налога I группы — с 300 тыс. грн. до 1,0 млн. грн., II-й группы — с 1,5 млн. грн. до 5 млн. грн. и III-й группы — с 5 млн. грн. до 7 млн. грн.;
— введение ускоренной амортизации основных средств на период 2020-2030 гг.;
— оставлено норму о персональной ответственности (в порядке регресса) должностных лиц контролирующего органа за неправомерные решения, действия или бездействие;
— внедрение тягостного правила контролируемой иностранной компании перенесено на год (с 01.01.2021 года), а также уменьшено штрафы;
— увеличен с 1 до 2 млн. евро необлагаемый лимит, который не подлежит соблюдению правила КИК;
— увеличена стоимость материальных активов, относящихся к основным средствам с 6000 грн. до 20000 грн.;
— решение суда (следственного судьи) о назначении проверки не будет основанием для проведения документальных внеплановых проверок;
— акт проверки не может рассматриваться как заявление или сообщение о совершении уголовного преступления по уклонению от уплаты налогов и прочее.
В то же время в проекте остается ряд норм, которые, по нашему мнению, несут риски для отдельных категорий бизнеса.
Так, затруднены процедуры администрирования налогов и увеличено административное давление на плательщиков за счет предоставления налоговому органу новых полномочий, в частности: расширен перечень и требования к содержанию документации по трансфертному ценообразованию, а также расширено определение терминов «разумной экономической причины (деловой цели)» и «дивиденды».
Увеличены в два раза размеры штрафов за нарушения, в частности: порядка постановки на учет в контролирующих органах, срока и порядка представления информации об открытии (закрытии) банковских счетов, порядка представления информации о физических лицах — плательщиках налогов, порядка предоставления информации контролирующим органам о сделках по аренды объектов недвижимости и сроков хранения документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов.
В то же время, обращаю внимание на то, что некоторые нормы законопроекта бурно обсуждаются как негатив, который, якобы, повлияет на благосостояние рядовых граждан. На самом деле я считаю, что это не так. Привожу пример: увеличена ставка НДФЛ с 5% до 18% по налогообложению продажи третьего и более автомобилей в течение года. Замечу, третьего! Как вы считаете, много рядовых граждан имеет в собственности три и более автомобиля? Уверен, что нет. Понятно, что это направлено на лиц — перекупщиков, чтобы стимулировать их выход из «тени».
Завершая, в очередной раз подчеркиваю: установление доверия — это двустороннее движение, однако первый шаг должно сделать государство. Бизнес ожидает снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, введение налога на выведенный капитал вместо дискреционного налога на прибыль предприятий, коренного реформирования ГНС и ГТС Украины и создания нового единого органа, который будет заниматься расследованием финансовых преступлений.
Я хочу, чтобы мы с Вами через два-три года сказали друг другу, что мы стали жить уже совсем в другой стране, потому что в свое время сделали правильные шаги.