Откуда взялась «дыра» в бюджете и как можно спасти ситуацию, объяснил на своей странице в Facebook экс-министр финансов Виктор Пинзеник.

Где потерялись доходы

Незадолго до завершения года мы услышали весть о решении ограничить бюджетные выплаты текущего года. Это из того набора решений, которые мало кого радуют. Меня тоже. Как и связанные с этим проблемы ручного режима. Для кого-то это повод засветиться и найти крайних. Как по мне – это хороший повод увидеть проблемы, понять их и попытаться адекватно действовать.

Бюджет текущего года по доходам выполнялся «со скрипом». Что же случилось?

Бюджетные доходы являются продуктом двух основных факторов. Первый – это рост экономики, или то, что реально увеличивает наш «бюджетный стол». Второй — это красивая иллюзия увеличения нашего стола через инфляцию. Это как добавить воды к молоку: будто бы стало больше, но вкуснее не стало и пользы больше не принесло.

Читайте также: Курс ударил по бюджету

Бюджет нынешнего года рассчитан из того, что экономика вырастет на 3%. Очевидно, что этот показатель будет достигнут. Воды в молоко планировалось добавить в следующих размерах: потребительские цены – 7,4%, цены промышленной продукции – 10,1%. Однако по итогам 11 месяцев имеем потребительскую инфляцию в 5,1%, а на промышленную продукцию впервые с конца 2013 года мы наблюдаем дефляцию в размере 4,5%. Если свести воедино все цены, то в 2018 году их рост превысил 15%, а в этом году (по имеющимся на сегодня данным) составляет менее 7 %. Разница – это та «вода», которая не была и не будет добавлена в государственный бюджет. А это немало при масштабах экономики в 4 трлн грн. И именно данное обстоятельство сыграло определяющую роль в динамике доходов этого года.

Инфляцией можно было легко удержать на высшем уровне. Достаточно было НБУ не сдерживать печатный станок и скупать доллары с рынка. И бюджетные доходы были бы лучше. Но становимся ли мы богаче от таких доходов? И может мы, в конце концов, перейдем к жизни с инфляцией, что измеряется не двузначным числом, а несколькими процентами? Или нам грустно жить с низкой инфляцией?

И что дальше?

Несколько важных вещей на завершение. Ситуация с инфляцией и потерей доходов бюджета сложилась не сейчас. И если по потребительским ценам ситуация проявилась в последние месяцы, то по ценам в промышленности — уже с июня. И несмотря на невероятную «любовь» украинских политиков к сокращению расходов, Правительство должно реагировать на такую ситуацию более радикальным пересмотром бюджета, со значительно большим сокращением расходов. Потому что никто, кроме Правительства, подобного рода проекты не внесет. Нельзя забывать и о доходах. Очевидно, что декларируемое желание вывести часть экономики из тени оказалось нереализованным. И вопрос сбора налогов и ухода от налогообложения остается проблемой. А потому об этом факторе влияния на доходы не имеем права забывать.

Второй момент. Он касается бюджета 2020 года. Считал бы целесообразным в свете последних событий и экономической динамики внимательно просмотреть показатели уже принятого бюджета. Уже очевидно, что базовые значения будут отличаться от расчетных. Стоит подойти более придирчиво и к показателям инфляции, поскольку на данный момент они существенно выше ожидаемых значений текущего года.

Читайте также: Сколько потеряла экономика из-за сильной гривни

Третье – бюджет был, есть и будет оставаться проблемой, пока отношение к нему будет, как к бездонной бочке. К этой бочке следует позволять подходить только раз в год - когда принимается бюджет. А у нас сразу забывают, что средства уже поделены и продолжают их и дальше делить в течение года.