Психолингвист и социальный технолог Дмитрий Вольф рассказал «Минфину», как искусственный интеллект влияет на торговлю, финансы, повседневные привычки людей и в итоге на нашу жизнь.
Человек vs ИИ
В Украине есть много компаний, которые используют искусственный интеллект. Но признаюсь, что у многих это работает на уровне хайпа, а не на уровне создания чего-то реально функционального. Сейчас многие называют искусственным интеллектом то, что на самом деле им не является.
Многие, когда слышат «искусственный интеллект», представляют Терминатора, которого сначала научили писать и считать, потом водить машину и отвечать на телефонные звонки. И через несколько лет получаем «Скайнет», который заменит людей. Но это не так. Искусственный интеллект учится в одной узкопрофильной сфере: водить автомобиль, распознавать предметы, отрисовывать графики по фотографиям, отвечать на телефонные звонки.
На сегодняшний день нельзя пересадить искусственный интеллект колл-центра в Теслу и ждать, что он научится водить. У него есть ограничения с точки зрения развития, того, что он может, а что нет.
Искусственный интеллект — это программа — многовариантная система принятия решений за счет машинного обучения. В какой-то степени она непредсказуема, но эта система создается ради решения конкретной задачи.
Одна из сфер применения искусственного интеллекта, включая его симбиоз с естественной обработкой языка, — голосовые записи, которые мы слышим, обращаясь в банк. Ярким примером является одна компания, которая заменила большой колл-центр, около 4 тысяч человек, искусственным интеллектом и оставила только 70 человек в штате, распределив человеческие ресурсы в другие сферы.
Искусственный интеллект отвечает на набор стандартизированных запросов. Он хорошо понимает и распознает, что от него хотят и что он должен сделать. А 70 человек оставили на экстренный случай, когда задаваемые вопросы будут выходить за рамки того, чему обучена программа.
Искусственный интеллект все лучше учится обрабатывать информацию, он, например, уже умеет генерировать или отличать фейковые новости.
С одной стороны при диджитализации все станет быстрее, проще, доступнее и легче. С другой стороны — большое количество людей останется за бортом. Кто не успеет переквалифицироваться, обновить свои мысли и знания, окажется не у дел. Это приведет к еще большему разделению на касты и социальные слои у которых будет разный доступ к тем или иным ресурсам и возможностям.
Постоянная крысиная гонка
Экономика зависит от множества социальных, климатических и поведенческих факторов. Большинство людей размышляют о том, куда вложить деньги. Но есть факторы, которые движут этим всем. Долгосрочные вложения на 20 лет вперед могут не реализоваться даже не по причине изменения финансового климата, а, например, по причинам ухудшения экологии.
Изобретения тоже могут в корне все изменить. Приложение для аренды жилья Airbnb полностью изменило цены на недвижимость во всем мире. Просто потому, что кто-то придумал приложение, поменялась определенная конъюнктура недвижимости. А владелец квартиры где-то в Риме понятия не имел, сколько она будет стоить через несколько лет.
Когда-то, чтобы торговать на бирже, нужно было специальное программное обеспечение, оборудование, нужно было отыскать хороший интернет. Теперь с этим нет проблем. Все упрощается и ускоряется. Точно также и с банкингом. Можно просто открыть банковское приложение на смартфоне и моментально оформить депозит.
Говорящий искусственный интеллект Siri стал общедоступным и сейчас есть в каждом телефоне. А где-то в лаборатории постоянно проходит бета-тестирование более «говорящих» версий.
Все банковские приложения уже хорошо знают наши отпечатки пальцев, теперь благодаря FacePay они будут знать и наши лица. Удобно, теперь даже прикасаться ни к чему не нужно — достаточно посмотреть в камеру. Вероятно, в сфере кибербезопасности это может дать новый толчок развития.
Это постоянная крысиная гонка: одни придумывают новые технологии, другие придумывают, как их взломать, третьи придумывают, как их усилить. И это постоянно циклично все происходит. Я бы не рассматривал киберпространство как что-то безопасное.
Технология FacePay в первую очередь направлена на то, чтобы накапливать больше данных. Я не думаю, что распознавание лица что-то поменяет в самом банкинге, но банк теперь будет знать лица людей, которые пользуются его программным обеспечением. Их будет проще идентифицировать и обнаруживать.
Обратная сторона медали
Давайте смотреть правде в глаза: большинство компаний, которые разрабатывают разные приложения, живут с того, что накапливают и продают данные. Facebook знает, во сколько вы просыпаетесь, с кем общаетесь, что вам нравится
Большинство компаний, которые являются разработчиками таких сервисов, накапливают терабайты информации на каждого своего пользователя, а потом продают эти данные. Многие продукты фактически являются бесплатными, потому что компания зарабатывает на другом — продаже информации.
Компания, как правило, есть правообладателем накопленных о вас данных. Она может их удалить, только если вы напишете официальное письменное обращение.
Юриспруденция в сфере кибербезопасности будет эволюционировать, но постфактум. Для того, чтобы образовался какой-то новый закон, должен быть прецедент. Это как с беспилотными автомобилями. Все спохватились только тогда, когда беспилотник сбил человека и встал вопрос, кого судить: создателя или собственника программы?
Беседовала Светлана Тартасюк