«LIGA.net» поделилась ключевыми изменениями для ФОПов. «Минфин» выбрал главное, к чему стоит готовиться бизнесменам. 

Использование РРО

Регистраторами расчетных операций могут быть как обычные POS-терминалы, так и программные устройства. Контролирующий орган должен обеспечить бесплатное программное решение. Президент Украины уже обязал Кабмин с 1 января 2020 года дать возможность налогоплательщикам тестировать бесплатное программное обеспечение, осуществляя расчетные операции.

Читайте также: Электронными РРО предпринимателей обеспечат бесплатно —
Верланов

Расчетным документом может быть кассовый чек, товарный чек, расходный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т. п. Они подтверждают факт продажи  или возврата товаров, предоставления услуг. Создаются в бумажной или электронной форме - электронный чек, QR-код.

Кто обязан использовать РРО

РРО не будут применяться плательщиками единого налога первой группы.

До 1 октября 2020 года РРО не будут применяться плательщиками единого налога второй-четвертой групп, которые имеют доход меньше 1 млн гривен. Независимо от выбранного вида деятельности, кроме реализации:

  • технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
  • лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставления платных услуг в сфере здравоохранения.

С 1 октября 2020 года правила заработают для так называемых «групп риска»:

  1. Реализация товаров (предоставления услуг) через сеть Интернет;
  2. Реализация технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
  3. Реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставления платных услуг в сфере здравоохранения;
  4. Реализация ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;
  5. Розничная торговля бывшими в употреблении товарами в магазинах (группа 47.79 КВЭД);
  6. Рестораны, кафе, рестораны быстрого обслуживания, кроме продажи воды, молока, кваса, масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов; блюд и безалкогольных напитков в столовых и буфетах общеобразовательных учебных заведений и профессионально-технических учебных заведений во время учебного процесса;
  7. Турагенства и туроператоры;
  8. Гостиницы и подобные места временного размещения (группа 55.10 КВЭД);
  9. Реализация текстиля (кроме реализации за наличные средства на рынках), деталей и принадлежностей для автотранспортных средств в соответствии с перечнем, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

В случае превышения объема дохода 1 млн грн, применение РРО становится обязательным и начинается с первого числа первого месяца следующего квартала и продолжается во всех последующих налоговых периодах.

С 1 января 2021 года РРО будут применять все плательщики единого налога 2-4 группы. ФЛП второй группы увеличат лимит годового дохода. С 1 января 2021 года годовой лимит дохода плательщиков единого налога второй группы повышается с 1,5 до 2,5 млн грн.

Расширили перечень предпринимателей, которые не могут быть плательщиками единого налога. С 20 октября 2019 года к нему относятся предприниматели 1-3 групп, осуществляющие деятельность:

  1. По предоставлению услуг фиксированной телефонной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи (местной, междугородной, международной);
  2. По предоставлению услуг фиксированной телефонной связи с использованием беспроводного доступа к телекоммуникационной сети с правом технического обслуживания и предоставления в пользование каналов электросвязи (местной, междугородной, международной);
  3. По предоставлению услуг мобильной телефонной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи;
  4. По предоставлению услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации телекоммуникационных сетей, сетей эфирного теле- и радиовещания, проводного радиовещания и телесетей.

Читайте также: 50 дней правительства. Что успели сделать

Как и когда заработает кэшбэк

С 1 октября 2020 года покупатели смогут жаловаться на выданные им чеки с нарушениями, но только на покупки от 850 грн.

Подать жалобу можно будет исключительно через свой электронный кабинет налогоплательщика. Для этого нужно пройти онлайн-идентификацию с использованием электронной подписи.

Компенсация будет перечисляться за счет штрафных санкций. Она составит полную стоимость приобретенных товаров или услуг, указанных в жалобе. Получив возмещение, покупатель не должен уплачивать с него налоги. 

Что писать в жалобе:

  • ФИО, место жительства, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта, номер средства связи;
  • дата приобретения товаров или услуг;
  • наименование и стоимость приобретенных покупателем товаров или услуг, наименование или налоговый номер продавца, адрес хозяйственной единицы продавца или адрес места приобретения товаров;
  • в случае приобретения товаров через интернет — также указание сайта;
  • перечень документов, полученных покупателем от продавца товаров или потребителем услуг вместе с приобретенным товаром или услугой;
  • информация о расчетном документе;
  • номер банковского счета покупателя или потребителя, на который может быть перечислена компенсация.

К жалобе обязательно прилагаются электронные или сканированные копии документов. Те, которые покупатель получает от продавца вместе с приобретенным товаром, о которых говорится в жалобе.

Читайте также: ФОПы требуют ветировать законопроекты о РРО

Что изменится в отчетности для ФОПов

При использовании программных РРО нужно будет ежедневно создавать в бумажной или электронной форме фискальные отчетные чеки, контрольные ленты. Важно их сохранить: на обычных РРО-три года, а на программных — до момента передачи расчетных документов на фискальный сервер контролирующего органа.

Расчетные операции будут проводиться с использованием режима предварительного программирования наименования товаров или услуг. Также нужно вести учет товарных запасов, осуществлять продажу только тех товаров или услуг, которые отражены в учете.

При этом субъект хозяйствования обязан предоставить контролирующим органам при проведении проверки документы в бумажной или электронной форме. Они подтвердят учет и происхождение товаров, которые на момент проверки находятся в месте продажи.

Однако такие требования не распространяются на ФОПов, которые являются плательщиками единого налога и не зарегистрированы плательщиками НДС. Исключение становят те, кто осуществляет деятельность по реализации:

  • технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
  • лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  • ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и полудрагоценных камней.

Читайте также: К каким последствиям приведут законы о РРО и кэшбек —
юрист

Что делать, если программный РРО не работает 

Если программный РРО не работает, нужно в течение дня уведомить об этом контролирующий орган, производителя программного регистратора или центр сервисного обслуживания. В случае выхода из строя программного регистратора проведение расчетных операций не осуществляется до момента устранения неисправностей.

Если на протяжении часа отсутствует связь с сервером контролирующего органа, можно проводить расчетные операции. После восстановления такой связи необходимо уведомить орган о времени и дате начала и окончания проведения расчетных операций в этот период любым средством коммуникации.

В документе указывается информация о проведении расчетной операции в режиме оффлайн. Проводить таким образом расчетные операции можно не дольше 36 часов с созданием электронных расчетных документов. Им присваиваются фискальные номера из диапазона, сформированного фискальным сервером.

Номера из этого диапазона можно использовать не более 168 часов в течение календарного месяца. Без зарезервированных фискальных номеров из этого диапазона использовать программный регистратор оффлайн нельзя.

В течение часа после восстановления связи осуществляется передача копий расчетных документов, созданных в режиме оффлайн. Их нужно передать до отправки электронного фискального отчета и электронного фискального отчетного чека за день, когда были сформированы эти документы. Их хранят до момента подтверждения доставки.

Субъект хозяйствования может принять решение о том, что в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии проведение расчетных операций не осуществляется до момента надлежащего подключения резервного регистратора или включения электроэнергии.

Читайте также: Президент ввел двухлетний мораторий на проверки ФОПов

Какие штрафы грозят ФОПам

В случае установления в ходе проверки:

  1. Проведения расчетных операций на неполную сумму стоимости проданных товаров или предоставленных услуг;
  2. Непроведения расчетных операций через РРО;
  3. Несоответствия на месте проведения расчетов суммы наличных средств сумме средств, указанной в дневном отчете регистратора, более чем на 10 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, а в случае использования расчетной книжки — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня;
  4. Невыдачи (в бумажной или электронной форме) расчетного документа.

Предприниматели заплатят штраф до 1 октября 2020 года в размере:

  • 10% стоимости товара, проданного с нарушениями, — за нарушение, совершенное впервые;
  • 50 % стоимости товара, проданного с нарушениями, — за каждое следующее нарушение.

После переходного периода размер штрафов будет следующим:

  • 100 % стоимости товара, проданного с нарушениями — за первое нарушение;
  • 150 % стоимости товара, проданного с нарушениями — за каждое следующее нарушение.

Читайте также: Податкова зацікавлена в діалозі з платниками — Верланов

Также предусмотрены следующие финансовые санкции:

50 НМДГ (850 грн) — за неиспользование при осуществлении расчетных операций или использование незарегистрированных книг учета расчетных операций или расчетных книжек;

30 НМДГ (510 грн) — в случае если контрольная лента не напечатана или не создана в электронной форме или обнаружено искажение данных о проведенных расчетных операциях;

5 НМДГ (85 грн) — в случае проведения расчетных операций без использования режима предварительного программирования наименования каждого товара, который не является подакцизным, и/или услуги, цены товара  или услуги и учета их количества;

300 НМДГ (5100 грн) — в случае проведения расчетных операций через РРО без использования режима предварительного программирования наименования каждого подакцизного товара с указанием кода товарной подкатегории УКТ ВЭД, цены товара и учета их количества;

20 НМДГ (340 грн) — в случае нарушения установленного порядка проведения расчетов через кассы предприятий, учреждений и организаций, в которых эти операции должны проводиться с оформлением кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, или в случае нарушения порядка оформления расчетных и отчетных документов при осуществлении продажи проездных и перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте;

300 НМДГ (5100 грн) — в случае применения при осуществлении расчетных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя;

30 НМДГ (510 грн) — в случае непредставления в контролирующие органы отчетности, связанной с применением РРО, расчетных книжек и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков.