«LIGA.net» поделилась ключевыми изменениями для ФОПов. «Минфин» выбрал главное, к чему стоит готовиться бизнесменам.
Использование РРО
Регистраторами расчетных операций могут быть как обычные POS-терминалы, так и программные устройства. Контролирующий орган должен обеспечить бесплатное программное решение. Президент Украины уже обязал Кабмин с 1 января 2020 года дать возможность налогоплательщикам тестировать бесплатное программное обеспечение, осуществляя расчетные операции.
Читайте также: Электронными РРО предпринимателей обеспечат бесплатно —
Верланов
Расчетным документом может быть кассовый чек, товарный чек, расходный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т. п. Они подтверждают факт продажи или возврата товаров, предоставления услуг. Создаются в бумажной или электронной форме - электронный чек, QR-код.
Кто обязан использовать РРО
РРО не будут применяться плательщиками единого налога первой группы.
До 1 октября 2020 года РРО не будут применяться плательщиками единого налога второй-четвертой групп, которые имеют доход меньше 1 млн гривен. Независимо от выбранного вида деятельности, кроме реализации:
- технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
- лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставления платных услуг в сфере здравоохранения.
С 1 октября 2020 года правила заработают для так называемых «групп риска»:
- Реализация товаров (предоставления услуг) через сеть Интернет;
- Реализация технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
- Реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставления платных услуг в сфере здравоохранения;
- Реализация ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;
- Розничная торговля бывшими в употреблении товарами в магазинах (группа 47.79 КВЭД);
- Рестораны, кафе, рестораны быстрого обслуживания, кроме продажи воды, молока, кваса, масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов; блюд и безалкогольных напитков в столовых и буфетах общеобразовательных учебных заведений и профессионально-технических учебных заведений во время учебного процесса;
- Турагенства и туроператоры;
- Гостиницы и подобные места временного размещения (группа 55.10 КВЭД);
- Реализация текстиля (кроме реализации за наличные средства на рынках), деталей и принадлежностей для автотранспортных средств в соответствии с перечнем, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.
В случае превышения объема дохода 1 млн грн, применение РРО становится обязательным и начинается с первого числа первого месяца следующего квартала и продолжается во всех последующих налоговых периодах.
С 1 января 2021 года РРО будут применять все плательщики единого налога 2-4 группы. ФЛП второй группы увеличат лимит годового дохода. С 1 января 2021 года годовой лимит дохода плательщиков единого налога второй группы повышается с 1,5 до 2,5 млн грн.
Расширили перечень предпринимателей, которые не могут быть плательщиками единого налога. С 20 октября 2019 года к нему относятся предприниматели 1-3 групп, осуществляющие деятельность:
- По предоставлению услуг фиксированной телефонной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи (местной, междугородной, международной);
- По предоставлению услуг фиксированной телефонной связи с использованием беспроводного доступа к телекоммуникационной сети с правом технического обслуживания и предоставления в пользование каналов электросвязи (местной, междугородной, международной);
- По предоставлению услуг мобильной телефонной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи;
- По предоставлению услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации телекоммуникационных сетей, сетей эфирного теле- и радиовещания, проводного радиовещания и телесетей.
Читайте также: 50 дней правительства. Что успели сделать
Как и когда заработает кэшбэк
С 1 октября 2020 года покупатели смогут жаловаться на выданные им чеки с нарушениями, но только на покупки от 850 грн.
Подать жалобу можно будет исключительно через свой электронный кабинет налогоплательщика. Для этого нужно пройти онлайн-идентификацию с использованием электронной подписи.
Компенсация будет перечисляться за счет штрафных санкций. Она составит полную стоимость приобретенных товаров или услуг, указанных в жалобе. Получив возмещение, покупатель не должен уплачивать с него налоги.
Что писать в жалобе:
- ФИО, место жительства, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта, номер средства связи;
- дата приобретения товаров или услуг;
- наименование и стоимость приобретенных покупателем товаров или услуг, наименование или налоговый номер продавца, адрес хозяйственной единицы продавца или адрес места приобретения товаров;
- в случае приобретения товаров через интернет — также указание сайта;
- перечень документов, полученных покупателем от продавца товаров или потребителем услуг вместе с приобретенным товаром или услугой;
- информация о расчетном документе;
- номер банковского счета покупателя или потребителя, на который может быть перечислена компенсация.
К жалобе обязательно прилагаются электронные или сканированные копии документов. Те, которые покупатель получает от продавца вместе с приобретенным товаром, о которых говорится в жалобе.
Читайте также: ФОПы требуют ветировать законопроекты о РРО
Что изменится в отчетности для ФОПов
При использовании программных РРО нужно будет ежедневно создавать в бумажной или электронной форме фискальные отчетные чеки, контрольные ленты. Важно их сохранить: на обычных РРО-три года, а на программных — до момента передачи расчетных документов на фискальный сервер контролирующего органа.
Расчетные операции будут проводиться с использованием режима предварительного программирования наименования товаров или услуг. Также нужно вести учет товарных запасов, осуществлять продажу только тех товаров или услуг, которые отражены в учете.
При этом субъект хозяйствования обязан предоставить контролирующим органам при проведении проверки документы в бумажной или электронной форме. Они подтвердят учет и происхождение товаров, которые на момент проверки находятся в месте продажи.
Однако такие требования не распространяются на ФОПов, которые являются плательщиками единого налога и не зарегистрированы плательщиками НДС. Исключение становят те, кто осуществляет деятельность по реализации:
- технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
- лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и полудрагоценных камней.
Читайте также: К каким последствиям приведут законы о РРО и кэшбек —
юрист
Что делать, если программный РРО не работает
Если программный РРО не работает, нужно в течение дня уведомить об этом контролирующий орган, производителя программного регистратора или центр сервисного обслуживания. В случае выхода из строя программного регистратора проведение расчетных операций не осуществляется до момента устранения неисправностей.
Если на протяжении часа отсутствует связь с сервером контролирующего органа, можно проводить расчетные операции. После восстановления такой связи необходимо уведомить орган о времени и дате начала и окончания проведения расчетных операций в этот период любым средством коммуникации.
В документе указывается информация о проведении расчетной операции в режиме оффлайн. Проводить таким образом расчетные операции можно не дольше 36 часов с созданием электронных расчетных документов. Им присваиваются фискальные номера из диапазона, сформированного фискальным сервером.
Номера из этого диапазона можно использовать не более 168 часов в течение календарного месяца. Без зарезервированных фискальных номеров из этого диапазона использовать программный регистратор оффлайн нельзя.
В течение часа после восстановления связи осуществляется передача копий расчетных документов, созданных в режиме оффлайн. Их нужно передать до отправки электронного фискального отчета и электронного фискального отчетного чека за день, когда были сформированы эти документы. Их хранят до момента подтверждения доставки.
Субъект хозяйствования может принять решение о том, что в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии проведение расчетных операций не осуществляется до момента надлежащего подключения резервного регистратора или включения электроэнергии.
Читайте также: Президент ввел двухлетний мораторий на проверки ФОПов
Какие штрафы грозят ФОПам
В случае установления в ходе проверки:
- Проведения расчетных операций на неполную сумму стоимости проданных товаров или предоставленных услуг;
- Непроведения расчетных операций через РРО;
- Несоответствия на месте проведения расчетов суммы наличных средств сумме средств, указанной в дневном отчете регистратора, более чем на 10 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, а в случае использования расчетной книжки — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня;
- Невыдачи (в бумажной или электронной форме) расчетного документа.
Предприниматели заплатят штраф до 1 октября 2020 года в размере:
- 10% стоимости товара, проданного с нарушениями, — за нарушение, совершенное впервые;
- 50 % стоимости товара, проданного с нарушениями, — за каждое следующее нарушение.
После переходного периода размер штрафов будет следующим:
- 100 % стоимости товара, проданного с нарушениями — за первое нарушение;
- 150 % стоимости товара, проданного с нарушениями — за каждое следующее нарушение.
Читайте также: Податкова зацікавлена в діалозі з платниками — Верланов
Также предусмотрены следующие финансовые санкции:
50 НМДГ (850 грн) — за неиспользование при осуществлении расчетных операций или использование незарегистрированных книг учета расчетных операций или расчетных книжек;
30 НМДГ (510 грн) — в случае если контрольная лента не напечатана или не создана в электронной форме или обнаружено искажение данных о проведенных расчетных операциях;
5 НМДГ (85 грн) — в случае проведения расчетных операций без использования режима предварительного программирования наименования каждого товара, который не является подакцизным, и/или услуги, цены товара или услуги и учета их количества;
300 НМДГ (5100 грн) — в случае проведения расчетных операций через РРО без использования режима предварительного программирования наименования каждого подакцизного товара с указанием кода товарной подкатегории УКТ ВЭД, цены товара и учета их количества;
20 НМДГ (340 грн) — в случае нарушения установленного порядка проведения расчетов через кассы предприятий, учреждений и организаций, в которых эти операции должны проводиться с оформлением кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, или в случае нарушения порядка оформления расчетных и отчетных документов при осуществлении продажи проездных и перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте;
300 НМДГ (5100 грн) — в случае применения при осуществлении расчетных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя;
30 НМДГ (510 грн) — в случае непредставления в контролирующие органы отчетности, связанной с применением РРО, расчетных книжек и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков.