Банки понимают это и пытаются быть в тренде. О том, какими будут платежные технологии в ближайшем будущем, и что нужно поколению Z, рассказал зампредправления Ощадбанка Антон Тютюн в ходе конференции PayTech Ukraine 2019.

В течение 5 лет 70-80% карт будут токенизированы в мобильные устройства. Сегодня мы наблюдаем бум бесконтактных платежей. Объем транзакций телефоном увеличился на 300% с начала года. Каждый месяц количество клиентов, предпочитающих бесконтактные карты, растет на 7%.

В среднем каждый клиент осуществляет 15 операций в месяц. А средний чек бесконтактной оплаты в 2,5 раза больше обычного чека. К 2022 году половина покупок будет осуществляться благодаря мобильным платежам.

Это вполне соответствует эволюции потребления. Раньше мы приходили в магазины и видели товары на прилавке, и нам надо было попросить продавца подать товар, чтобы взглянуть на него. Теперь мы покупаем товары в супермаркетах, где есть большие тележки. Это стимулирует нас покупать больше. Но процесс оплаты большого чека всегда неловкий. Бесконтактные платежи  позволяют сделать его максимально быстрым и удобным, снижая стресс покупателя. Поэтому количество бесконтактных устройств растет, уже даже начали выпускать авто с NFC модулем.

Получите 1% годовых дополнительно с Бонусом от «Минфина»

Что выбирает цифровое поколение

Не стоит недооценивать нынешнюю молодежь. Они достаточно целеустремленные и самостоятельные. Если они приходят на работу, то сами скажут руководителю, что будут делать, сами выберут путь, как достичь цели.

Именно поэтому иерархическая структура корпораций, привычная старому миру меняется. Компании типа Google теперь устроены по-другому. 

Но, согласно исследованиям, в Европе уже сегодня 71% родителей при осуществлении крупной  покупки учитывает мнение детей до 21 года.

Из них:

  • 65% родителей учитывают мнение ребенка при выборе тура для поездки в отпуск
  • 35% — при выборе мебели
  • 25% — при выборе машины

Молодежь уже сегодня меняет потребление. Стандартные финансовые услуги им не подходят, потому что они не готовы делать лишний шаг. Они хотят получать все и сразу в удобной форме. Их нет в Facebook, они сидят в Instagram, Youtube. К 2025 году половина людей до 35 лет откажется от подписки на кабельное телевидение. Они все смотрят Netflix.

Чтобы осуществлять контакты еще быстрее, при этом гарантировать защиту платежей уже сейчас внедряются технологии FacePay, идентификация по голосу, сетчатке глаза, походке, ЭКГ, особенностям набора текста. Это все потому, что длительность концентрации внимания у молодежи 8 секунд. А, значит, мы должны успеть.

Риски

Цифровая трансформация неизбежна. Но в гонке за улучшением и упрощением платежей мы рискуем утратить приватность и личную свободу.

В Швеции в последние 2 года проводили эксперимент - уже 5 тысяч добровольцев согласились встроить в тело чипы, позволяющие проводить идентификацию и оплату. В Китае, как известно, введена система социального рейтинга. Человек, не погашающий кредит, не вовремя оплачивающий счета, будет иметь более низкий рейтинг. Значит, он не сможет получить работу на госслужбе, поселиться в дорогом отеле и даже на таможне его будут более пристально досматривать. 

Это все даст государству возможность контролировать избирателя. Но до какой грани мы можем дойти. И главным вызовом станет сохранение права на защиту личности. Нам нужно его отстоять.