Правда, как и в предыдущие месяцы, рекорды ставит, в основном, рынок б/у авто. В мае импортных автомобилей с пробегом оформили почти 24 тысячи, — отмечают в «Укравтопроме». С начала года сегмент старых иномарок вырос вшестеро — до 230,9 тысяч штук.

Новых машин, по данным Autoconsulting, в мае приобрели всего на 3,3% больше, чем в последний месяц весны 2018 года. При этом продажи в салонах, по сравнению с апрелем, просели почти на 3%.

В сегменте подержанных иномарок все более- менее стабильно. В списке водительских предпочтений уже который месяц кряду — Volkswagen, Skoda и Renault. А вот на рынке новых авто в мае случилась мини-революция. «В позициях брендов за месяц произошли тектонические изменения», — утверждают в Autoconsulting.

«Минфин» разбирался, почему украинские автолюбители вдруг сделали крутой разворот и какие машины они сейчас покупают.

Разгон и торможение

Майский рейтинг автопродаж стал для дилеров настоящими «американскими горками». Одни марки в большом плюсе, причем, динамика роста в разы превышает рыночную, другие, наоборот, ушли в минус.

Так, по данным Autoconsulting, на первое место в рейтинге самых популярных авто вырвалась Toyota, которая в апреле занимала вторую позицию. За месяц марка улучшила результат почти на 26,3% (было продано 1211 авто).

Апрельский лидер продаж — Renault — в мае стал №2 с долей рынка 14,4%. Но продажи авто этой марки просели на 13,4%, до 968 штук.

В майский топ-3 попал Hyundai, который в апреле был только на шестом месте в рейтинге автопродаж. Продавцам этой марки удалось нарастить продажи на почти на треть (до 493 штук).

Другой «кореец» — KIA, который считается ближайшим конкурентом Hyundai, в мае, наоборот, резко упал в продажах. Его результат — минус 30,77%, по сравнению с апрелем и потеря более 2,5% рынка.

Худшая динамика разве что у Skoda. В мае ее продажи упали на 37%, было реализовано всего 318 авто. В рейтинге эта марка опустилась с 4 позиции на шестую. Для сравнения: б/у Skoda по-прежнему пользуются большим спросом. В мае эта марка заняла вторую строку с результатом продаж более 2,1 тысяч авто. То есть старых Skoda было продано в 6,6 раз больше, чем новых.

Очевидно, продавцы решили исправить ситуацию скидками. В дилерских центрах этой марки проходит распродажа лимитированного склада авто.

Кредитные карты для водителей. Заказать  

BMW в мае ухудшил свои результаты на 32,4% и вылетел из топ-10, заняв в рейтинге автопродаж 15 строку. Стоит отметить, что этот немецкий бренд долгое время лидировал в сегменте премиальных автомобилей. Борьба за первенство шла в основном с другим «немцем» — Mercedes-Benz. Но теперь борьба за кошельки состоятельных водителей вышла на новый уровень.

«Вместо сугубо немецких брендов за статус №1 в борьбу включился и Lexus. В мае первенство было за Mercedes-Benz, но буквально наступает уже ему на пятки Lexus, сумевший опередить BMW. А вот Audi в мае фактически выбыла из борьбы и показала самые низкие результаты за последние годы», — отмечают в Autoconsulting.

В компании также говорят о росте спроса на новые авто эконом-класса — Chery, Lada и Haval. Так, продажи Chery выросли почти на 72%, что позволило этой марке переместиться с 20 места в авторейтинге сразу на 12. Правда, впечатляет только динамика. В натуральном выражении продажи этих авто остаются скромными — 151 штука. Очевидно, что небогатые украинцы все же отдают предпочтения иномаркам с пробегом.

Как «кредит под 0%» двигает автопродажи

Рост или же, наоборот, снижение продаж новых авто, во многом ситуативны. Все зависит от наличия нужного количества авто на складах и ассортимента новинок, на которые всегда наблюдается повышенный спрос, ценовой политики и готовности предоставлять скидки.

Как пояснил «Минфину» директор по маркетингу «Хюндай Мотор Украина» Тарас Лопачак, рост почти на 30% им обеспечили продажи новой Elantra, а также признанных бестселлеров бренда – Tucson и Accent.

Но все же решающим для многих оказалось наличие кредитных программ. По словам Лапачака, без кредитных предложений сейчас рассчитывать на рост продаж сложно. «Если в 2017 году доля проданных в кредит авто у нас составляла 20%, то в этом — 30%», — говорит он.

«Доля кредитных продаж выросла до 29%. По некоторым брендам (Renault, Peugeot, Citroen, Geely, Opel) она еще выше — 35%-40%», — рассказал директор по маркетингу группы компаний «АИС» Сергей Боровик. 

Собственно, самим наличием кредитов в автосалонах покупателей сейчас уже не удивишь. Их предлагают в банках, автосалонах (они работают с банками или через собственные финансовые структуры), финансовых компаниях. Более того, авто в рассрочку рекламируют даже частники.

Но условия разные — от символических 0,1% годовых при нулевом взносе и даже без справки о доходах до 10-15% в год с авансом 40-50% и массой дополнительных расходов (плата за оформление, страховку на авто и самого водителя). Поэтому условия кредита все чаще становятся реальным инструментом борьбы за потенциальных покупателей.

Тарас Лопачак считает, что их компании рост обеспечила кредитная программа, в рамках которой можно получить заем под ставку от 0,01% годовых на срок до 7 лет. Кредиты по 0-1% годовых есть и у других продавцов. Как правило, такие условия предлагаются по маркам, у которых в Украине есть собственные финансовые компании (Nissan (Infiniti), Porsche — Volkswagen (входят также Audi и Seat) и др.).

«По сути, кредитные программы финансирует производитель, поэтому там сравнительно невысокие проценты», — пояснил представитель компании «Ниссан Украина» Владимир Иванов.

Впрочем, на поверку кредит под 0% не такой уж и «бесплатный», как кажется на первый взгляд. Получить действительно низкий процент можно лишь в случае внесения большого первого взноса.

Директор Nissan Finance Евгения Шафран рассказала, что у них стандартные условия: аванс — от 10% от стоимости авто, срок кредитования — до 7 лет. При этом процентная ставки самые разные — от 0,01% или даже 0% годовых до 9,99%. Все зависит от суммы аванса и срока кредитования. К примеру, чтобы получить авто под 0,01%, нужно внести сразу 60% стоимости машины, а остальное погасить в течение 2 лет. То есть чем меньше аванс и больше сроки, тем получается дороже. Плюс в любом случае есть дополнительные расходы — 2,5% от стоимости авто «разовой комиссии», страховка каско (а это не менее 1-1,5 тыс. долларов на год).

Но если есть деньги на большой аванс по кредиту, то покупатель уже присматривается к б/у авто. Ведь этой суммы нередко может хватить на покупку относительно нестарой иномарки, и при этом не нужно будет залезать в кредит. За 60% стоимости нового авто можно приобрести такую же, но трехлетнюю модель.

А чем меньше первый взнос, тем хуже в итоге могут быть условия кредита.

Скажем, если приобрести у Porsche Finance Volkswagen Polo 1,6 (цена в салоне— 332, 7 тыс. грн.) на пять лет с авансом в 40%, то на остальную суму вам насчитают 19,99% годовых, плюс — придется заплатить разовую комиссию почти 5 тыс. грн. В итоге ежемесячный платеж составит около 5,3 тыс. грн.

Банки осторожничают

К кредитным программам салонов активно подключаются и банки. Они дают разные условия по кредитам для разных салонов — кто как сумеет договориться. И это также становится инструментом в конкурентной борьбе за покупателя.

«Кредит на авто —один из наиболее востребованных кредитных продуктов Ощадбанка. За 2018 год банк выдал 1710 автокредитов, что в пять раз превышает показатели 2017 года», — рассказали в пресс-службе «Ощадбанка». Условия следующие — аванс от 10%, срок до 7 лет, ставка — от 0,01%. Получить сниженный процент можно при уплате первого взноса в размере 50-70%, если срок погашения не превышает 2 лет. При этом нужно заплатить комиссию 2,5% и купить страховку каско — тариф составит от 6,99% от стоимости авто.

«У нас наибольшее число кредитных сделок (около 85%) пришлось на такие банки, как «Credit Agricole», «Кредобанк», «Глобус», Ощадбанк. Условия следующие: первый взнос от 10%, срок кредитования от 1 до 8 лет, ставка — от 0,01%. Подать заявку и документы можно в офисе компании, не нужно ездить по банкам. Заявки мы рассылаем сразу в несколько банков, так что покупатель может выбирать. Планируем активизировать работу с новыми партнерами — ПУМБ, «Укрэксимбанк» и другими», — рассказал Сергей Боровик.

Впрочем, пресловутая ставка 0,01% годовых в банке еще более недостижима, чем в финансовой компании. Чтобы ее получить, нужен аванс уже не менее 70%. Остальную сумму придется погасить за 1-2 года. С учетом же различных дополнительных платежей ставка 0,01% вырастает до 5% в год. К примеру, «АВТ -Бавария» (BMW, Mini) с «Credit Agricole» предлагает авто в кредит с авансом в 50-70% под 0,01%, но плюс еще 2,99% от стоимости авто — разовая комиссия. Вернуть кредит нужно за год. На второй год процент уже вырастает до 6,5% годовых. А при семилетнем кредите придется платить банку 16-16,5% годовых.

Toyota в этом же банке имеет другие условия: ставку 0,01% можно получить на кредит до года с авансом в 15%. При кредитовании на 2 года процент вырастет до 8,49% годовых, на 5 лет — 15, 49% годовых.

Правда, в банках получить кредит сложнее, чем у финкомпаний салонов. Придираться к заемщикам будут сильнее, а, если нет стабильной работы с приличной «белой» зарплатой, то кредит могут и не дать.

Платишь сразу — ездишь через полгода

На рынке есть немало предложений «легких и быстрых» кредитов от финкомпаний. Без справки о доходах и даже без первого взноса.

«Условия реальные. К примеру, Kia Sportage за 545 тыс. грн. можно купить под 5% годовых. Плюс — каско за 25 тыс. грн. и 18 тыс. грн. — регистрация в МРЭО. Кредит можно брать хоть на десять лет. За это время переплата составит 55%», — рассказал менеджер по продажам финансовой компании «АвтоПросто» Роман Марченко. 

Но на таких условиях (с нулевым авансом) авто вам дадут не сразу, а приблизительно через полгода. А вот платить по кредиту нужно с первого дня оформления.

Но ввязываясь в такую схему, нужно быть очень осторожным. Марченко рассказывает, что на рынке много и откровенно мошеннических схем, когда с клиента берут аванс, заключают договор и отправляют в салон «за машиной». Но там о покупке ничего не слышали, а при детальном изучении договора выясняется, что человек заплатил за некие «информационные услуги». 

Константин Сопрыкин