СЕО криптовалютной биржи Kyrrex Виктор Кочетов рассказал о статусе криптовалют в мире и о том, почему лицензирование бирж позитивно отразиться на отрасли.
Рынок криптовалют — финансовый Дикий Запад. Хакеры постоянно следят за развитием сферы и разрабатывают стратегии атак. Нечистые на руку криптобиржи накручивают фейковые обороты ради места в топе. Большинство платформ для торговли строили криптоэнтузиасты — люди, не имеющие ничего общего с банковским сектором и финансовыми рынками. Эти факторы, а также скачки курса биткоина мешают стабильности криптомира.
Биржи научились адаптироваться. «Криптозима» не привела к стагнации, сфера растет — появляются игроки, лидеры выходят на новые рынки. Главные критерии выбора торговой площадки для трейдера — ликвидность и безопасность. Вопрос надежности остается открытым: трудно доверять сфере, которая почти не регулируется.
Всего на крипторынке около 500 бирж, причем у более чем 90% из них нет юридической структуры или хотя бы зарегистрированной компании. По сути, есть только сайт, где трейдер торгует на свой страх и риск. Пока дела идут хорошо, никто не думает о финансовых рисках. Такая незарегистрированная биржа функционирует, пока не надоест СЕО, который, как правило, остается в тени. В случае мошенничества трейдеру не на кого подать в суд.
Регуляция криптовалюты: мировая практика
В разных странах у криптовалют есть свои названия: цифровая валюта — в Аргентине, Таиланде и Австралии, виртуальный товар — в Канаде, Китае и на Тайване, криптотокен в Германии, платежный токен в Швейцарии. Все юрисдикции предупреждают об опасности инвестиций в криптовалюту, говорят о возможности отмывания денег и других преступлениях.
По данным отчета Library of Congress, такие страны как Алжир, Боливия, Марокко, Непал, Пакистан и Вьетнам наложили запрет на любые действия с криптовалютой. Испания, Беларусь, Кайманские острова и Люксембург не предоставляют криптовалюте легальный статус, но понимают перспективы и дают «зеленый свет» инвесторам. Великобритания, Южная Африка и Бельгия считают, что рынок криптовалюты пока не нуждается в регламентации. В странах ЕС криптообмен не регулируется.
В Японии биткоин — законное платежное средство с апреля 2017 года. FSA — ответственный орган, который отвечает за регистрацию и выдачу лицензий криптобиржам. Стране принадлежит больше 50% мирового рынка криптовалюты.
США пока не дали криптовалюте легальный статус. Однако Комиссия по торговле товарными фьючерсами выдала разрешения на создание биткоин-фьючерсов Чикагской бирже опционов и CME Group. То есть, биткоин был признан цифровым активом. К тому же отдельные штаты выдают лицензии криптобиржам.
Правительство Мальты стимулирует развитие IT-сектора, так как считает инновации основным способом привлечения финансирования. Поэтому государство регулярно выпускает консультационные документы о регуляции и инвестициях в криптосфере.
Препятствия на пути к закону
Отрасль развивается и, как всякое новое начинание, испытывает трудности взросления. Ее участники стремятся перенести традиционные подходы в новые сферы и, в целом, такой подход довольно здравый. Классические финансовые рынки существуют около 200 лет — криптосфера может перенять успешный опыт.
Многие юрисдикции пытаются приравнять новые инструменты к существующим, а в результате небольшой компании предъявляют те же требования, что и крупному банку. Операции разных объемов должны ранжироваться, но об этом забывают.
При соблюдении всех требований многие виды деятельности могут стать невыгодными. Поэтому у криптобирж нет другого выхода, кроме поиска благоприятных юрисдикций.
От хаоса к порядку
Выбор юрисдикции зависит от целевой аудитории и набора услуг, которые биржа планирует оказывать. Разные лицензии предусматривают разные требования — зачастую они не пересекаются.
- Лицензирующий орган определяет условия операционной деятельности.
- Службы финансового мониторинга устанавливают требования, исключающие отмывание денег.
- Органы инфраструктуры определяют правила и стандарты технологий.
- Налоговые органы выдвигают требования по учету и отчетности, включая нестандартные операции.
Разносторонние обязательства согласовывают между собой и формируют в отдельный проект. Чтобы получить лицензию, нужно привести все процессы в соответствие с требованиями.
Биржа составляет внутренние документы, регламентирующие деятельность. Также ей нужно подготовить заявление и сопроводительные документы, которые описывают деятельность компании. В этом случае могут понадобиться заключения аудиторов, консалтинговых агентств и других внешних организаций. К примеру, Malta Financial Services Authority (MFSA) требует наличие агента Virtual Financial Act (VFA Agent), который представляет интересы лицензиата.
Зачем нужна лицензия
Лицензия дает доступ к определенным рынкам и клиентам, это показатель зрелости компании.
Лицензирование требует времени и финансовых затрат, поэтому не все биржи спешат перейти в легальный бизнес. Многие боятся этой процедуры и не понимают ее важности.
Работать с лицензированной биржей труднее, чем с нелегальной: идентификация строже (из-за требований KYC/AML). Но такие формальности себя оправдывают — клиент будет работать с партнером, внутренние механизмы которого проверены независимыми экспертами. Лицензия говорит о прозрачности бизнеса, постоянном мониторинге качества услуг, высоком уровне информационной безопасности и целостности системы.
Отсутствие регулирования крипторынка мешает ему развиваться в правильном направлении. Волна хайпа прошла: сфера требует профессионального подхода и юридической устойчивости. Возможности криптобизнеса велики, но их можно реализовать только в случае, если компании работают ответственно.