Что это значит
С целью не допускать прохождения наличности «мимо кассы» в 1995 году был принят указ Президента № 436. С 2001 года основания для санкций расширились, и штрафы начали накладываться не только за неоприходование, но и за несвоевременное оприходование наличности.
Со временем штрафные санкции начали применять и за ошибки в документообороте, связанные с человеческим фактором (невнимательность, отсутствие необходимых знаний у кассиров, бухгалтеров), например, описки или исправления.
При этом такие нарушения не могут быть направлены на сокрытие нарушений кассовой дисциплины, ведь документооборот осуществляется в электронном формате — так, копии расчетных документов и фискальных чеков автоматически передаются в ГФС.
Читайте также: Visa и Ощадбанк запускают приложение, которое превратит смартфон в POS-терминал
В то же время, согласно действующему законодательству, при торговле без фискального чека или вообще без РРО штраф составляет всего 1 грн. В то время как при применении РРО, но за неполное или несвоевременное оприходование наличности полагается 5-кратный штраф от стоимости проданных с нарушениями товаров или услуг.
«Создается не слишком честная и даже немного абсурдная ситуация. Ведь последнее правонарушение не несет существенной угрозы экономической безопасности Украины. В то же время, существующий размер штрафов при торговле вообще без РРО не соответствует соразмерности совершенного правонарушения. Ведь что выгоднее — работать непрозрачно, вообще не использовать РРО и платить штраф в размере 1 грн и постоянно менять реквизиты? Или все же использовать РРО, при этом вести бизнес честно и открыто, но как только с задержкой в час оприходовать наличные — платить бешеные штрафы. Очевидно, что как следствие, имеем такие вопиюще явления как, например, теневая экономика», — объяснила менеджер Ритейл комитета ЕБА Кристина Линиченко.
Стоит отметить, что со вступлением в силу Закона о применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг (то есть, с 2001 года) указ №436 должен прекратить действие, поскольку Закон регулирует ту же сферу (использование РРО), что и указ №436. Однако, этого не произошло.
Читайте также: Зеленский объявил войну теневому бизнесу
Кроме того, представители бизнеса неоднократно обращались в суд по обжалованию норм указа № 436. Существует немало судебных решений также в пользу добросовестных налогоплательщиков. Собственно, там также говорится о том, что нормы данного указа не могут быть основанием для наложения штрафов.
В связи с этим легальный бизнес в очередной раз подчеркивает, что важно создавать условия, где работать честно должно быть выгоднее.
ЕБА обращается к Президенту Украины с просьбой отменить указ №436 с целью уменьшения регуляторного и административного давления на бизнес, улучшения инвестиционного климата и условий ведения бизнеса в Украине.