Юрист АО «Клочков и партнеры» Андрей Вознюк рассказал о новых правилах регистрации РРО и о том, как эти изменения затронут предпринимателей.
Кого касаются новые правила регистрации кассовых аппаратов
Перечень субъектов хозяйствования, которым необходимо использовать Регистратор расчетных операций (РРО), расширяется каждый год. С 1 января 2019 г. РРО обязаны использовать все аптеки, оптики и магазины, которые продают лекарства и товары медицинского назначения. Форма хозяйственной деятельности (ФОП или юрлицо) и доход значения не имеют.
Полный список тех, кто должен пользоваться кассовыми аппаратами, определен законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг».
Основная цель увеличения перечня субъектов понятна: таким образом государство пытается контролировать оборот предприятий и ФОП-ов. А глобальная задача — оптимизировать уплату налогов и вывести экономику из тени. Однако процесс регистрации и установки РРО достаточно долгоиграющий и проблематичный.
Регистрация и обслуживание РРО по упрощенной процедуре
В текущем году Министерство финансов Украины сделало небольшой шаг к упрощению и автоматизации упомянутой процедуры. Минфин предложил изменения в соответствующий Порядок - приказ № 64 от 13.02.2019 года опубликован на сайте Минфина и вступил в силу с 19.04.2019 года.
Нововведения касаются всех субъектов, которые участвуют в регистрации и обслуживании кассовых аппаратов. А это производители РРО, центры сервисного обслуживания (ЦСО) и субъекты хозяйствования, то есть пользователи РРО. Теперь зарегистрировать РРО можно по упрощенной форме, а именно: подать соответствующее заявление в электронной форме и без приложений.
Изменения также коснулись учета и обслуживания кассовых аппаратов. Теперь такие услуги, как резервирование фискального номера РРО, пломбирование РРО, заключение договора о техническом обслуживании и ремонт РРО, акт ввода в эксплуатацию РРО между производителем, ЦСО, предприятием и ГФС будут проводиться информационной системой фискальной службы.
Еще одно новшество: субъект хозяйственной деятельности имеет право подписывать регистрационное заявление, заявление о регистрации КУРО и журнал об использовании РРО для получения регистрационных документов. Однако в указанной процедуре не все так просто. В привычной для себя манере Минфин возложил дополнительные обязанности по внесению сведений в реестры на производителей РРО и ЦСО.
Например, при регистрации РРО производитель должен:
- внести в реестр экземпляров РРО сведения о том экземпляре кассового аппарата, который он вводит в оборот;
- внести в реестр центров сервисного обслуживания информацию о ЦСО, который имеет право осуществлять техническое обслуживание и ремонт данной модели РРО — согласно заключенному с производителем договору.
Но и это еще не конец процедуры регистрации кассового аппарата. Центр сервисного обслуживания должен отправить в соответствующий орган ГФС электронной почтой сообщение о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте с владельцем РРО.
До начала регистрации владелец РРО должен подать в контролирующий орган сообщение с информацией о хозяйственной единице, где будет применяться кассовый аппарат. Сообщение касается объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность.
Упрощение процедуры подразумевает внедрение электронного обмена документами между всеми субъектами в сфере применения кассовых аппаратов: производителей РРО, ЦСО, субъектов хозяйствования, ГФС. А также взаимодействие информационных ресурсов ГФС.
Безусловно, такие изменения предпринимателям-пользователям РРО нужны: подача заявления и обмен документами в электронной форме существенно экономит время и ресурсы, делает процедуру регистрации и обслуживания РРО проще и понятнее. Отныне значительная часть обязанностей по регистрации и обслуживанию кассовых аппаратов возложена на их производителей и ЦСО.
Европейский опыт использования РРО и перспективы Украины
Процедура регистрации и обслуживания РРО заимствована из опыта других стран, где она уже достаточно давно работает. В большинстве стран, где эффективно используют аналоги РРО, их внедряли для отдельной категории субъектов хозяйствования. В частности — для малого бизнеса. А также для уменьшения контроля над «малыми» предпринимателями со стороны налоговых органов.
Швеция была одной из первых, кто ввел подобную практику использования электронных кассовых аппаратов для малого бизнеса еще в 2010 году. Что касается представителей крупного бизнеса, они могут самостоятельно подать заявление об использовании кассового аппарата или согласиться на условия налогового контроля. В Швеции кассовые аппараты регистрируются непосредственно в налоговой и должны регулярно проходить техническое обслуживание. Такие кассовые аппараты подключены к единому, так называемому, «черному ящику», доступ к которому есть только у работников налоговой.
В Грузии подобная схема регистрации и использования кассовых аппаратов начала действовать в 2012 году. Для поощрения использования РРО было проведено четкое распределение среди групп налогоплательщиков. Результат: представители микробизнеса, которые предоставляют услуги населению, должны использовать электронные кассовые аппараты. На начальном этапе внедрения такие предприятия получали их бесплатно — за счет государства.
В Украине подход к внедрению РРО совсем другой: оно не зависит от классификации групп субъектов хозяйствования и не преследует цель снизить контроль за предпринимателями со стороны налоговых органов. Хозяйствующие субъекты регистрируют кассовые аппараты исключительно для того, чтобы избежать ответственности за их неиспользование. Поэтому упрощение процедуры регистрации и обслуживания РРО — это позитивный сигнал в первую очередь для тех представителей бизнеса, которые обязаны использовать РРО в своей деятельности.