Какие нововведения начали действовать в прошлом году и чего ожидать в 2019-м, рассказывает руководитель департамента госзакупок площадки Zakupki.Prom.ua Елена Парфенюк.
Автоматический мониторинг закупок, которые могут проводиться с нарушениями
Законопроект о совершенствовании системы мониторинга публичных закупок (№ 4738-д) приняли в 2017 году. Но реальная проверка закупок Государственной аудиторской службой Украины (ГАСУ) началась только осенью 2018 года. Менее чем за полгода выявлено 756 тендеров, в которых могут быть нарушения. Максимальная сумма закупки — 610 млн грн, минимальная — 57 тыс. грн
Риск-индикаторы системы автоматически определяют подозрительные тендеры и отправляют их на рассмотрение ГАСУ. Основанием для проверки закупок могут также стать обращения общественных организаций, журналистов или органов власти и местного самоуправления. Кроме того, у аудиторов есть возможность проверять сомнительные тендеры на предмет нарушений по собственной инициативе.
Хочу акцентировать внимание: в отличие от жалобы в Антимонопольный комитет Украины, мониторинг ГАСУ не предусматривает остановки тендерной процедуры. Цель мониторинга — предупредить правонарушения в закупках и не допустить неэффективное использование бюджетных средств. К заказчикам, которые вовремя устраняют выявленные нарушения, штрафные санкции не применяются. Если же организаторы тендеров не реагируют на выводы Госаудитслужбы, то рискуют стать объектами комплексной аудиторской проверки.
Поиск по ключевым словам в тендерной документации
Перевод тендерной документации в электронный вид — важный этап на пути к совершенствованию сферы госзакупок. Сейчас большая часть информации, которая касается основных условий закупки, — это сканы документов или файлы на несколько десятков страниц. Участник вынужден часами изучать тендерную документацию, так как не может найти основные требования с помощью поиска по ключевым словам. В результате многие закупки остаются без внимания бизнеса, ведь основательно проанализировать все тендеры невозможно.
В 2018 году сделаны первые шаги по внедрению электронной тендерной документации. Объявляя закупку, заказчики теперь могут внести в электронные поля информацию о сроке оплаты, проценте аванса или постоплаты, предмете закупки и т.д. Это поможет бизнесу экономить время на поиск и анализ нужных тендеров, а общественным организациям и госаудиторам — быстрее выявлять дискриминационные условия закупок.
Рамочное соглашение с несколькими участниками рынка
Этот тип тендерной процедуры поможет заказчикам экономить время на проведении регулярных закупок товаров и услуг широкого потребления. Не нужно будет каждый раз собирать документы участников и справки для проверки — вся необходимая информация проверяется один раз. С участниками, которые соответствуют всем требованиям, подписывается рамочное соглашение сроком до четырех лет. И когда заказчику понадобится товар, вместо стандартного тендера будет достаточно провести аукцион между участниками, с которыми подписано рамочное соглашение.
На мой взгляд, проведение подобных закупок — удобный инструмент лишь для крупных заказчиков, которые покупают однотипные товары. В заключении долгосрочного контракта есть определенные риски: законодательством предусмотрены условия, при которых цена может меняться до 10%. Но на самом деле спрогнозировать колебания валютного курса на 4 года вперед невозможно. Есть вероятность, что первоначальные цены утратят актуальность, и тогда рамочное соглашение не будет эффективным.
Принципы интернет-магазина в системе публичных закупок
На данный момент доработки пилотного проекта э-каталогов вышли на финишную прямую. Пользоваться им можно будет с середины апреля этого года.
Э-каталоги — совершенно новый инструмент. Он упростит проведение допороговых закупок, которые не регулируются законом. Этот сервис будет похож на интернет магазин, где заказчики смогут закупать унифицированные товары определенного качества и цены. На этапе пилотного проекта ассортимент э-каталога будет состоять из канцелярских товаров, офисной техники, медицинских изделий и препаратов.
Администрируют э-каталоги центральные закупочные организации ГП «Медицинские закупки Украины» и ГУ «Профессиональные закупки». На них возложены обязанности проводить квалификацию поставщиков, которые пожелали стать участниками пилотного проекта, а также формировать номенклатуру и структуру самого каталога.
Э-каталоги действительно могут упростить проведение допороговых закупок, которые на сегодняшний день проходят без использования системы ProZorro.
Каких изменений ждать в законодательстве
Министерство экономического развития разработало новый проект закона «О публичных закупках». Его задача — усовершенствовать существующие процессы закупок в системе. В частности:
- ввести упрощенную процедуру закупки;
- ввести новые правила обжалования;
- предоставить участникам право исправлять ошибки в документации в течение 24 часов.
Также предусматривается отмена тендерных комитетов и введение понятия «аномально низкая цена», что позволит бороться с демпингом. Надеемся, что изменения, предусмотренные законопроектом, будут внедрены в этом году.