Что это даст
- Такой шаг сделан для гармонизации отечественного законодательства с нормами Евродиректив, в частности Директивы BRRD, что является обязательством Украины в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС.
- Планируется концептуально усовершенствовать подход к восстановлению деятельности и урегулирования неплатежеспособности банков в Украине, что потребует законодательных изменений.
«В течение банковского кризиса 2014-2016 годов успешные операции по восстановлению платежеспособности банков были редкими. Этот процесс был невозможен из-за отсутствия у регулятора необходимых полномочий с раннего вмешательства и слишком поздних триггеров признание банков «проблемными» и «неплатежеспособными», — отметила первый заместитель главы НБУ Екатерина Рожкова. — Именно поэтому нужно усовершенствовать режим восстановления деятельности и урегулирования неплатежеспособности банков с целью лучшей готовности к потенциальным финансовых вызовов и создания мощных государственных механизмов антикризисного управления».
Запланированные мероприятия
Ключевые меры по улучшению текущего законодательства и приведения нормативной базы в соответствие с Директивой BRRD изложенные в Записке с основными рекомендациями.
- Так, одной из мер предусмотрено ввести механизм перспективного планирования восстановления и урегулирования банков. В частности, от банков потребуют разрабатывать план восстановления деятельности (recovery plan) в течение соответствующего переходного периода с установлением упрощенных требований к таким планам для небольших банков. При этом ФГВФЛ будет разрабатывать планы урегулирования неплатежеспособности (resolution plan).
- Кроме того, предлагается ввести механизм раннего выявления проблем в банках и обеспечить возможность немедленного принятия восстановительных мероприятий. Изменения в законодательной базе наделят НБУ полномочиями принимать меры раньше — на стадии, когда банк выполняет нормативы, но его количественные и качественные показатели указывают на ухудшение или вероятное ухудшение финансового состояния. Такими мерами могут стать требование о частичном / полном отстранении или замене руководства банка, внесение изменений в организационную структуру банка или стратегии его деятельности и т. п.
- Предлагается также усовершенствовать инструментарий урегулирования неплатежеспособности. Обновленная законодательная база должна предусматривать возможность урегулирования неплатежеспособности банка, пока он еще функционирует, и обеспечивать выполнение им критически важных функций.
- Со временем механизм урегулирования будет осуществляться без привлечения государственных средств — например, путем обязательного списания и конверсии долевых инструментов или путем операции «бэйл-ин» — конверсии в капитал банка его обязательств, в частности, перед институциональными кредиторами банка по межбанковским займам и перед держателями долговых инструментов. В то же время такой инструмент, как переходный банк, мог бы использоваться, в отдельных случаях, в течение непродолжительного периода, когда вероятность нахождения покупателя высока.